Вражеские безэкипажные катера продолжают атаковать наши корабли. Как найти противоядие?
Сегодня крайне необходим анализ происходящих на фронте событий, в том числе на море, где с 2022 г. мы понесли, пожалуй, самые существенные потери в кораблях Черноморского флота
. В основном — от безэкипажных катеров (БЭК), к борьбе с которыми мы оказались не совсем готовы.
Почему так случилось и как этому противостоять? Начнем со статистики.
— 24 мая 2023 г. российский средний разведывательный корабль ближней, дальней морской и океанской зоны «Иван Хурс» во время несения боевого дежурства в районе пролива Босфор по обеспечению безопасности газовых трубопроводов «Турецкий поток» и «Голубой поток» в исключительной экономической зоне Турции был атакован тремя украинскими безэкипажными катерами-брандерами западного производства. Российские моряки уничтожили все беспилотники. Как потом выяснилось, они запускались из военно-морского оперативного центра, открытого при участии США в Очакове. А управление и целеуказание осуществлялось с использованием вмонтированных модулей Starlink.
Это, напомним, спутниковая Интернет-система, управляемая американской аэрокосмической компанией SpaceX, обеспечивающая доступ к Сети более чем в 70 странах. Для Украины Starlink позволяет поддерживать открытыми линии связи и управлять БЭКами и БПЛА. Типичный морской дрон-камикадзе содержит одноплатный компьютер RaspberryPi 4 и модуль CubePilot. На борту может нести 200 и более кг взрывчатки.
— 18 августа 2023 г. в 237 км юго-западнее Севастополя безэкипажный катер
СУ уничтожен огнём из бортового вооружения сторожевика «Пытливый» и патрульного корабля «Василий Быков».
— 14 февраля 2024 г. несколько беспилотников были использованы для атаки десантного корабля «Цезарь Куников» вблизи Алупки.
— 3 марта 2024 г. ночью украинскими БЭКами атакован патрульный корабль пр. 22160 «Сергей Котов».
— 5 марта 2024 г. нанесён удар по нашему большому десантному кораблю, когда он находился без движения. При этом скорость приближения БЭК к БДК была не более 10 узлов, что необходимо для скрытности.
— 23 июня 2024 г. ВСУ нанесли удар по парому «Кавказ», который находился в порту.
— 17 июля 2024 г. в акватории Чёрного моря нами уничтожены 10 безэкипажных катеров, следовавших в направлении Крымского полуострова.
— 4 августа 2024 года ВСУ атаковали морскими дронами базу российского ВМФ в Новороссийске. Серьёзные повреждения получил БДК «Оленегорский горняк» — он вошёл в порт уже на буксире и с сильным креном на левый борт, за ним следовали спасательные суда…
Всё говорит о том, что морские дроны-камикадзе — грозное оружие. Экспертиза выявила наличие на БЭК канадских навигационных модулей. Запускаются морские дроны, как правило, с побережья в районе Одессы и вначале движутся по «зерновому коридору», после чего меняют маршрут, что может свидетельствовать также о задействовании граждански
судов, зафрахтованных киевским режимом или его западными покровителями.
Крайне важно, что этот вид вооружения развивается высокими темпами. Bulgarian Military сообщает, что еще в августе 2023 г. ВМСУ создали целую бригаду (385-ю) морских беспилотных систем специального назначения, о чём киевская госпропаганда не преминула сообщить западным хозяевам.
Magura V5 и другие
Сегодня на вооружении ВСУ числится 7 типов БЭКов, представляющих серьёзную угрозу для ЧФ. Это:
— дрон-катер Marintimedrone. Длина — 5,5 метра, полезная нагрузка до 400 кг, дальность действия до 800 км, крейсерская скорость — до 90 км/час. Обладает высокой степенью защиты от РЭБ, использует инерциальную систему навигации. На боевом курсе получает корректировку целеуказания короткими пакетами с 256-битным шифрованием. В режиме ожидания может находиться в море около 60 часов;
— дрон-катер Magura V5 предназначен для патрулирования, охраны, разведки. Полупогружного типа. В случае необходимости происходит сброс балласта, и катер, встав на боевой курс, переходит в глиссирующий режим. Коммуникация с дроном осуществляется через mesh-сеть, способную передавать информацию с подвижного объекта в условиях «засоренности» эфира и сложных рельефных условий. Маршрут радиоинформации при этом разбивается на «короткие отрезки». Возможна ее передача через Starlink. Длина 5,5 м, ширина — 1,5 м, полезная нагрузка 320 кг взрывчатки, скорость до 80 км/час, дальность действия — 800 км. Опасен для кораблей Черноморского флота тем, что способен один или в составе нескольких дронов атаковать и топить заданную цель — как это было с ракетным катером «Ивановец» и БДК «Цезарь Куников», «Новочеркасск»;
— дрон-камикадзе SeaBady представляет собой модульную многоцелевую платформу, на которой можно устанавливать различные типы дистан
ционно управляемого оружия. Имеет корпус с обтекателем и оптико-электронной системой. Длина 7 м, ширина 3 м, полезная нагрузка 1,2 тонны. Оснащен двумя блоками НУРС Б-8В20А, которые ранее использовались в авиации. В блок устанавливается до 20 ракет С-8. Стартовый вес ракеты 12 кг, вес боевой части 3,6 кг. Головная часть может оснащаться кумулятивной головкой или шрапнелью (2000 элементов);
— дрон-камикадзе «Мамай» (МАМАI). Длина 7 м. Способен после захвата цели и выхода на боевой курс, развивать скорость до 110 км/час. Несёт полезную нагрузку до тонны. Действует на расстоянии в 800 км. В будущем дальность хода планируется увеличить. На дроне установлены несколько камер, в том числе ночного видения, и автопилот. Специальная связь защищена от средств РЭБ. Автономность — до 2,5 суток.
Зеленский объявил, что будет создавать целый флот подводных беспилотников. Он угрожает ликвидировать ЧФ РФ — сотни дронов парализуют работу флота в Чёрном море. А порты Сочи, Туапсе, Новороссийска и другие бесноватый назвал законными целями. Пообещал окончательно разрушить Крымский мост, запереть российские суда в бухтах, где они, якобы, будут постепенно уничтожаться. В связи с этим Россия уже объявила в розыск командующего ВМСУ Алексея Неижпапу, который обвиняется в терроризме.
Становится понятным, почему англосаксы вместе с НАТО вцепились в Украину, накачивают её вооружением, военной техникой, вливают немеряные финансовые ресурсы. Бандерштат — испытательный полигон, средство раскрутки ВПК, зарабатывания огромных денег. Но для нас главный вопрос — поиск эффективных решений для борьбы с морскими хищниками.
Антидроновое направление
Скажем откровенно: российский флот предназначен для борьбы против надводных кораблей и ему крайне сложно обнаружить, тем более, сбить морской дрон, который идёт с маневренной скоростью, в полупогруженном состоянии, как подводная лодка. Его крайне трудно засечь и поразить, в ночное время он почти не заметен. Возникает задача беспрерывной круглосуточной радиолокационной разведки, автоматической засечки и доклада командиру корабля. А также подготовки акустиков, наблюдателей…
И, конечно же, средств поражения, поскольку дорогими торпедами или тяжелой артиллерией бить по дронам не станешь, да и не на каждом борту есть это вооружение. То есть надо перестраивать всю систему противодроновой подготовки, что прекрасно понимает руководство нашего ВМФ.
Не сидят без дела и российские конструкторы. Они давно ведут работы по усилению защиты флота от морских дронов. В частности, военными конструкторами России проведена модернизация советского авиационного пулемёта ГШГ-7,62, который теперь будет устанавливаться на боевых кораблях. Он, напомним, выполнен по схеме Гатлинга и включает блок из четырёх вращающихся стволов калибра 7,62 мм. По максимуму выдает 6000 выстрелов в минуту, но есть и другой режим.
Работы в антидроновом направлении (для борьбы с БПЛА) ведутся частными фирмами, гражданскими учебными заведениями. Недавно, например, рой уже наших дронов был представлен на акселераторе Хайпарка высоких технологий Грозненского государственного нефтяного технического университета. Это продукт, образно говоря, «народного ОПК».
Техническая разработка уже заинтересовала представителей МО РФ и даже потенциальных инозаказчиков. Она обеспечивает защиту территории от беспилотников в радиусе до 5 км, позволяет использовать для наблюдения собственные БПЛА. Комплекс способен эффективно бороться даже с роем дронов, подавляя управление ими. Полоса обзора разделена на секторы с углом 90 градусов и независимым режимом работы. По мнению военных экспертов, наиболее значительным достижением здесь стал умный алгоритм, который включает в себя предотвращение столкновений, контроль эффективности полёта и координацию действий внутри роя.
В статье Дэвида Э. Сэнгера в New York Times говорится, что БПЛА производства США, поставленные на Украину в прошлом году, были легко сбиты российскими военными. Чиновники Пентагона начали понимать, что американская система военных спутников должна быть построена совершенно по-другому. Коррективы, видимо, будут внесены и в работу системы Starlink. С этой целью американские, британские и украинские офицеры, а также некоторые ведущие подрядчики Кремниевой долины изучают уязвимости ВС РФ. А официальные лица США пытаются обойти юридические ограничения относительно глубины вовлеченности в нападение на русские войска.
Но на любое вражеское ноу-хау мы найдем достойный ответ. Для поражения БПЛА давно применяется ЗРПК «Панцирь», который успешно проявил себя еще в Сирии, уничтожая там воздушные цели террористов, и в зоне СВО. На форуме «Армия-2024» была представлена новая модификация комплекса, доработанная именно для борьбы с беспилотниками. «Панцирь-СМД-Е» с использует два вида зенитных ракет. Среди них — новые малогабаритные, для нейтрализации таких дронов, на которые штатные ракеты тратить нецелесообразно.
Есть ЗРК «Тор». Командир батареи этих комплексов Роман Песков говорит: «Наши возможности позволяют видеть даже самые малогабаритные цели вплоть до птиц. При этом используются средства РЭБ, антидроновый комплекс «Силок», который может перехватить управление беспилотником, а также противодронное ружье «Задира».
Все это свидетельствует о том, что уже в ближайшее время мы найдем эффективное противоядие от БЭКов.
На МВТФ-2024 была представлена мобильная мини-система РЭБ «Сурикат-О/П» для защиты личного состава от беспилотников, в том числе от FPV-дронов. Общая масса комплекса всего 2,75 кг, и он просто незаменим, поскольку обнаруживает вражеский дрон на дистанции не менее 1 км.
И последнее. «Если опыт управления FPV-дронами украинскими военными будет передан американцам, то это может стать в будущем фактором террористической угрозы по всему миру, — заявил директор российского Центра комплексных беспилотных решений (ЦКБР) Дмитрий Кузякин. — Он может оказаться у американских частных военных компаний, международных терргруппировок и преступников. Ответственность за это ложится на США.
Та же атака украинских морских беспилотников на Новороссийск — не просто случайный выбор в географии конфликта, а глубоко продуманная киевским режимом и его западными хозяевами диверсионно-террористическая акция против всех портов в морских акваториях России».
Поэтому любые декларации о том, что «мы всегда открыты к переговорам», будут иметь вес лишь тогда, когда противник разгромлен.