Память о старце Стефане Карульском до сих пор жива как на Афоне, так и в светском мире. Главным образом – благодаря его пророчествам, которые уже начали сбываться с поразительной точностью.
Серб по рождению, русский по духу
Один из его друзей говорил: «Отче Стеф
ан не смог бы простить себя на том свете, если бы не записывал все, что видел». А видел он, как оказалось, многое. Для афонских подвижник прозорливость – не редкость. Но думал ли мальчик из далекой славянской страны, что когда-нибудь станет одним из провидцев Святой Горы.
Будущий архимандрит Стефан Карульский (в миру — Стефан Милкович) родился в Сербии в 1922-м. Поступил в сельскохозяйственный техникум и по окончании учебы несколько лет работал агрономом.
Однако затем неожиданно понял, в чем заключалось его истинное призвание. Взращивать не растения, а души людей. И совершенно неважно каких: атеистов, коммунистов, православных, католиков, протестантов. Духовные искания еще до Второй мировой войны привели молодого человека в балканский монастырь Туман. Вскоре он стал послушником.
В те времена эту обитель населяло много русских монахов. Многие из них покинули родину и бежали в Сербию после революции 1917-го. Так Стефан смог приобщиться к одной из древнейших и авторитетнейших традиций старчества – русской. Позже он перебрался в другой монастырь – Студеницу, где ему предстояло пережить Второй мировой войны.
В самом конце войны, весной 1945-го, в жизни старца произошел случай, который навсегда изменил его жизнь. Коммунисты приговорили Стефана к расстрел
, якобы как предателя. Однако произошло чудо. В последний момент – когда его привели к стене, а взвод солдат уже заряжал ружья – подвижник вдруг услышал незнакомый женский голос. И – побежал…
«Я принялся бежать и усиленно молиться, – вспоминал он впоследствии. – Вослед мне летели пули, но они не ранили, лишь прожгли в нескольких местах рубашку».
Спустя годы старец рассказывал своим духовным чадам: «Видимо в тот момент рядом с ним, на расстрел, пошла сама Богородица». Только этим и можно объяснить кардинальный поворот судьбы Стефана.
В начале 1950-х он в одиночку пешком добрался до Афона. Там пошел сначала в сербский монастырь Хиландарь, а затем подвизался у русской братии Свято-Пантелеймоновой обители. Однако позднее, в поисках молитвенного уединения, оставил и русское подворье.
Стефан решил поселится на Карулие – в пещерном скиту, где отшельники живут в самых суровых условиях: в сырых скалах в жару и в холод, питаясь подчас чем Бог пошлет. Здесь архимандрит Стефан провел без малого четыре десятка лет. Здесь же, среди голых камней, он принимал многочисленных паломников, которые приезжали к нему со всех концов земного шара.
Несмотря на материальные лишения старец усердно молился, открывал для себя всю мудрость Священное Писание, а позже – стал делиться и своими собственными откровениями.
По в
споминаниям современников старец Стефан был очень необычным человеком: по духу и в поведении он более всего походил на русских юродивых. Формально архимандрит принадлежал к клиру Русской православной церкви за границей (РПЦЗ). Однако на практике с любовью и на равных принимал в своем скромном жилище каждого.
В его высокогорной пещере – почти 800 метров над уровнем моря – находили пристанище для души и православные, и протестанты, и католики. Стефан не стремился подвести всех под одну гребенку, а старался разглядеть в каждом представителе христианских – и не только – деноминаций страждущего, ищущего пищи для ума.
Совершенная чуждость всяких религиозных формальностей настораживала церковные власти Святой горы. Их отношение к «нестандартному» монаху поначалу было довольно сдержанным. Как-то раз чаша терпения переполнилась, и высокопоставленные церковники решили наказать Стефана за юродство.
Однако, как только они переступили порог его пещеры, старец осенил себя крестным знамением и обратился к Богородице. В ту же секунду церковных бонз как ветром сдуло. «Народ проголосовал за него своими ногами – говорили многие из авторитетных афонских иноков – поэтому, как говорится, тропа к нему не зарастала».
Паломников при этом нисколько не смущало, что старец ходил, как правило, в мирской одежде или даже в спортивном костюме, а не в рясе. Его редко видели осеняющем себя крестным знамением или другими способами выражающим свою обрядовость. Он не возводил монашество в ранг догмы – мол, каждый должен отречься от мира и пойти иноческим путь. Он лишь указывал людям путь в тех трудных жизненных ситуациях, в которых они находились и из которых выбраться без помощи не могли.
Иногда доходило до того, что Стефана обвиняли чуть ли не в ерес
и. Во многом из-за его прозорливости. Старец частенько мог сказать пришедшему к нему паломнику: «Мне, вот, Дева Мария намедни явилась. Сказала: не стоит тебе делать то-то и то-то…» Приверженцев буквы канона, греков, это настораживало: а Богородица ли приходила к монаху?
Простые же верующие не сомневались – ведь сказанное старцем имело особенность сбываться. Особенно тепло архимандрит принимал русских паломников. Язык он, правда, знал плохо и часто переходил на сербский. Но гости утверждали потом: даже в таком лингвистическом миксе разобраться было несложно.
Так, одним старец рассказывал, как сложится их дорога, а другим — будет ли в жизни счастье. Но нередко бывало и так: Стефан в беседе с гостем вдруг задумывался и начинал вдруг «говорить как-то туманно и странно». Смущенному визави объяснял потом: Пресвятая Дева предупреждала о чем-то важном, о том, чему еще предстоит свершиться…»
Некоторые из таких «туманных» пророчеств паломники и друзья Стефана Карульского сохранили в своей памяти. Например, одно из видений повествует, что в начале нового (XXI) столетия на Землю обрушится водная стихия.
«Америка тогда пропадет страшно, начисто. Американцы будут бежать, стараться спастись. Так будет», — рассказывал старец. Жителям России же он советовал в суровую годину «беречь свои дома». Ведь именно туда хлынут миллионы беженцев с той стороны Атлантики: «Они займут каждый уголок, который был безлюдным до этого».
На вопрос «Почему именно Новый Свет примет на себя основной удар стихии?» провидец отвечал: «Америка мечтает стать сильнее России, но чаяниям правителей не суждено будет сбыться — зависть их лишь в тупик приведет».
Результатом противостояния станет «кровавое побоище» в мире, из которого Россия, по словам старца, выйдет победительницей.
Стефан даже указывал точную дату «точки невозврата» – 2025 год. К тому времени, пояснял он, всем уже станет ясно: перемены необратимы, и они затронут весь мир. «Поэтому лучше начать готовиться уже сегодня», – к такому выводу архимандрит пришел почти сорок лет назад.
Не меньший интерес вызывает другое его предсказание – о «Великом обновлении» человечества. Начаться оно должно с России.
«Это будет великая радость для нее (России – Прим.ред.), – говорил Стефан. – Корона вернется. Царь укроет всех своим плащом. Великие семьи закончат распри и объединятся под началом великого правителя. Распри и ссоры прекратятся. А цель у всех будет одна – зло изгнать. Если не навсегда, то надолго. Сотни лет покоя и процветания царь обеспечит всему миру. Но перед ними народ этот ждут страшные события».
На вопросы о личности «царя» старец отвечал немного непонятно: дескать, родился он уже, растет. И в период «вселенских невзгод» – то есть к 2025-иу – он придет в мир. Именно ему суждено повести человечество к светлому будущему. Решения его будут «твердыми и справедливыми» и «с евангельской истиной согласные». И мир удивится: как же раньше не замечал столь очевидной истины.
«Идущие же за царем будут следовать его заветам и тогда каждый в мире будет счастлив», обнадеживал мир старец Стефан.
РИА Новости, Яндекс.Дзен