Большеохтинский сфинкс — монументальная бронзовая скульптура, созданная Алексеем Благовестновым. Ее установили в 2024 году на Большеохтинском кладбище в Петербурге. Заказал данную композицию Арсений Власов. Она была признана увековечить память о семействе Власовых-Сарксиян. Но еще сфинкс является символом северной столицы. Созданный Благовестновым образ действительно уникален. Он как бы охраняет покой людей и указывает на глубину истории Петербурга.
Кто такой Алексей Благовестнов
Алексей Благовестнов — известный современный скульптор, родившийся в Москве в 1974 году. С самого детства погрузился в мир искусства, так как его родители работали в этой сфере. Он получил образование в МГАХИ имени Сурикова. Учился у самых известных мастеров пластики.
Алексей является членом-корреспондентом Российской академии художеств. Он постоянно принимает участие в выставках — как в родной стране, так и за ее пределами. В его работах прослеживается глубокий философский смысл, а также любовь и интерес к отечественной культуре. Инсталляции помогают ему поделиться размышлениями о памяти, времени и людях в целом.
Все его проекты соединяют в себе разные реальности. Прошлое переплетено с настоящим, а высокое — с мирским. И «Сфинкс» — это яркий пример данной тенденции. Здесь эпохи синтезируются друг с другом и ведут немой диалог.
В чем идея скульптуры
Сфинксы очень важны для петербургской культуры. Их можно, например, увидеть на набережной Невы. Архитекторы и другие люди искусства предлагали свои видения этого мифического создания. Но Большеохтинский сфинкс среди них выделяется. Это не просто символ роскоши или экзотики. Он указывает на созерцание жизни, смерти и памяти.
Создатель воспринимал свое творение не просто как мемориал. Для своих работ он использует термин Gesamtkunstwerk — объединенное произведение искусства. Сфинкс объединяет архитектуру, живопись, религиозные символы и пластику человеческих фигур. Само мифическое создание имеет портретные черты своего заказчика, Арсения Власова. Также на скульптуре много разных культурных образов — земных и вечных.
Насыщенный образ Петербурга
Скульптура сделана в несколько ярусов. Она имеет очень много деталей, которые интересно рассматривать. Причем практически каждый элемент легко узнаваем. Особенно для людей, которые много знают об искусстве.
На голове сфинкса, например, находится двойная корона. Она перетекает в фигуру ангела с крестом с Александровской колонны. Шпиль Петропавловского собора стремится к небу. Это вызывает ассоциации с настоящим пейзажем города.
В нижнем ярусе с левой стороны раскинулись Московские ворота. Алексей использовал их, чтобы символизировать связь между двумя важными для России городами. Над воротами располагается процессия «Бегство в Египет», отсылка на Тициана. Этот символ важен для семьи Власовых, поскольку ассоциируется с предками. Поэтому композиция кажется еще более теплой.
Рядом можно увидеть знаменитого «Медного всадника». За ним располагается фантазийное соединение Ростральной колонны и фонтана «Самсон», что в Петергофе. С другой стороны фасада можно увидеть святого Петра, увековеченного в «Петре и Павле» Эль Греко. Композицию завершает фигура апостола Павла. Он будто дарует свое благословение.
Память о семье и образы людей
Основная суть скульптуры — три человеческих фигуры, которые находятся на спине сфинкса. В центре находится Сергей Власов. Его в облике ангела оберегает мать Людмила. А слева находится отец — Сергей Саркисян. Скульптор изобразил его в образе апостола Петра. Последний вдохновлен «Днем» Микеланджело.
Это не просто портреты, но символы. Отец и мать — это крылья сфинкса. Они оберегают ими своего сына. Но вместе с тем они входят в общую композицию, ассоциирующуюся с Петербургом. Обычные человеческие вещи сосуществуют с возвышенными, вечными. И смотрится это просто невероятно.
Архитектурные мотивы
За спиной сфинкса можно увидеть Невские ворота. Когда-то через них заключенные проходили на казнь. Поэтому их называли «ворота смертников». Колонны удерживаются мощными атлантами. Фронтон Казанского собора соединяется с ними. А под ними скрывается лев-маскарон. Он символизирует стража.
Немного левее располагается Александрийский театр и часть Исаакиевского собора. Они формируют фигуру, лицо которой смотрит на фасад монумента.
На главной стороне, прямо под опорой ворот, можно увидеть Ломоносовский мост. Чуть выше — отсылка на «Лютниста» Караваджо. Автор решил передать в этой детали образ Марии Тарасовой. Ниже же находится арка Новой Голландии со львом-философом. Если опуститься еще немного, то будет заметен разведенный Дворцовый мост. Он является связующим звеном между Казанским собором и Прачечным мостом.
С обратной стороны вся композиция раскрывается по-особенному. Колонны Казанского собора перетекают в хвост мифического существа. Там же находится небольшая копия знаменитой фигуры Микеланджело «Скорчившийся мальчик».
Художественное значение скульптуры
Скульптура пропитана мыслью о вечности и единении миров. Сам сфинкс ассоциируется с бесконечной мудростью и сокровенными знаниями. Он указывает на спокойное принятие течения времени. Это символ единения возвышенного и приземленного, города и человека, жизни и смерти.
Алексей неоднократно упоминал, что считает важным стирать четкие рамки между жанрами и разновидностями искусства. Ему нравится, когда архитектура перетекает в скульптуру, живопись поражает своим объемом, а реальность сосуществует с фантазией.
В созданной им композиции много аллюзий и отсылок. Однако несмотря на это, она не кажется слишком нагруженной. Напротив, все элементы гармонично сочетаются друг с другом. Это словно единый живой организм, передающий все главные черты Петербурга. Можно сказать, что памятник ясно передает образ новой северной столицы. Она умеет сохранять традиции, но одновременно и говорит языком современного искусства.
Большеохтинский сфинкс — единственный среди своих «собратьев», находящийся не на набережной или в музее, а на кладбище. Благовестнов смог создать не просто символ памяти, а настоящую историю о Петербурге и его жителях.