ИГОРЬ ПШЕНИЧНИКОВ
Индия и Пакистан стоят на пороге полномасштабного военного конфликта, который грозит перерасти в ядерную войну
Коротко предыстория. 22 апреля в долине Байсаран на индийской союзной территории Джамму и Кашмир боевики напали на индийских туристов. 26 человек погибли, много раненных. Официальный Нью-Дели возложил ответственность на Исламабад, который всё отрицает.
Спираль военных ожиданий и военных приготовлений закручивается всё туже. Премьер Индии Моди сказал, что его страна имеет полную свободу в выборе «способа, целей и сроков ответа» Пакистану. Минобороны Пакистана не исключило вероятность обмена ядерными ударами между двумя странами.
Возникает закономерный вопрос: почему старая проблема вокруг территории Джамму и Кашмир вспыхнула именно сейчас? Война между двумя странами больше всего не нужна им самим. И вопрос здесь касается исключительно того, что обе стороны хотят сохранить лицо и не показать слабость. Это же Восток!
Самым заинтересованным политическим игроком может быть тот, кто сам находится в данном регионе или рядом с ним и сам пребывает в состоянии конфликта с другими игроками. Это тот, кто планирует некие важные для себя, но совершенно неприемлемые для мира шаги, связанные с войной или другими рукотворными катаклизмами. Война, тем более обмен ядерными ударами между Индией и Пакистаном, могла бы быть удачной ширмой, которая закрыла бы значение и масштаб военных действий в другом месте этого же региона.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что самым заинтересованным актором может быть Израиль, который готовит удары по иранским ядерным объектам в расчете обезоружить Иран и снять с себя угрозу уничтожения ответным иранским ударом. Иран остался единственной экзистенциальной угрозой для Израиля. Никто точно сказать не может, имеет ли Иран уже сейчас готовые к применению ядерные заряды. Но при том, что средства доставки у Ирана есть, вопрос о наличии у него ядерных боеголовок стоит для Израиля ребром и потому должен быть решен как можно быстрее.
Идеальным вариантом для Израиля был бы обмен ядерными ударами между Индией и Пакистаном. Во-первых, для израильтян это сняло бы вопрос о том, кто первым в нашу эпоху применил ядерное оружие. Во-вторых, международный хаос, который наверняка возникнет при таком развитии событий, сам собой снимет табу на применение ядерного оружия другими странами, которые им обладают. И Израиль сможет ударить по Ирану, что называется, под шумок – и именно первым и именно ядерным оружием, чтобы полностью уничтожить ядерные возможности Ирана.
Думается, что исходя из именно такого сценария, министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи отправился с визитами в Пакистан и Индию в надежде урезонить стороны и остановить сползание ситуации к ядерной войне. Потому что следующей – после Пакистана и Индии – жертвой вероятной ядерной интриги Израиля будет Иран.