Понятно, что первые же отклики на пост о внезапных инициативах МВФ были весьма поверхностными: дескать, если не получается бороться — возглавь. Это отчасти верно, но лишь отчасти — так как в Совете управляющих МВФ заседают откровенно безэмоциональные люди, привычны
й подход к ним не работает. Так что причины должны быть совершенно иными — такими, где речь идет уже о будущем самого международного финансового института.
Кратко напомню:
Международный валютный фонд (МВФ) выступает в поддержку расширения БРИКС, заявку на вступление в который подали турецкие власти. Об этом на регулярном брифинге сообщила официальный представитель МВФ Джули Козак.
Казалось бы, чего проще — в Новом банке БРИКС уже активов более чем на 100 млрд в долларовом эквиваленте. В загашнике МВФ 217 млрд CDR, что по курсу равно 325,5 млрд долларов (1 CDR равен 1,5 доллара). Втрое выше, чем у БРИКС, но тут есть нюанс — в БРИКС этими деньгами управляют 5 стран (новые члены еще не внесли вклады своих государств, точные суммы будут известны во время саммита в Казани), в МВФ в Совете управляющих же сидят 24 человека. Восемь ключевых стран (США, Япония, Германия, Франция, Британия, Китай, Россия и Саудовская Аравия) по наибольшим квотам в Фонде и еще 16 управляющих от 176 стран, объединенных в 16 групп. Управляющий от России — Силуанов, его заместитель — Набиулина. Слухи о том, что место Силуанова вдруг может занять — всего лишь слухи. Во всяком случае, до момента, пока ее не утвердит лично президент России — а я напомню, что именно по его указы Юдаеву выперли из Центробанк
РФ.
Нет, 100 млрд вполне себе сумма, если в одну каску — но если рассматривать эти деньги, как некую межгосударственную кредитную базу, надолго ее не хватит. И дело не в том, что слабые страны БРИКС выгребут всю кассу — дело в структуре Нового банка БРИКС. Денежки-то там в национальных валютах, так что давать их будут тоже и исключительно в национальных валютах — а кому сейчас нужны рупии, которые девать некуда, кроме самой Индии, например?
Чтобы денежки БРИКС заработали, необходим некий знаменатель. Нечто общее и объединяющее все страны БРИКС — и денежка эта должна конвертироваться в валюты стран по некому курсу, устраивающему всех. В том числе и Индию. Курс может быть далек от реальной экономики, но весь интерес в том, что денежки всегда можно будет поменять на более ценные денежки — и даже рупию тоже. Пусть это будет 100 или 200 рупий за один «кирпич», но сам «кирпич» обменять на юани, риалы, рубли, дирхамы или египетские фунты можно будет легко — а это значит, что конвертируемость ряда валют резко вырастет.
Есть и еще один плюс. К примеру, купила Россия товары двойного назначения за «кирпичи» — и никто не знает, кто именно профинансировал сие действо. Мы с товаром, продавец с деньгами, Минфин США в шоке — но это в будущем, пока же МВФ старается запрыгнуть в один из вагонов БРИКС, дабы рулить деньгами мира и даль
ше. Но есть вопрос — в чем причина столь необузданных заявлений? Кто позволил плыть против течения и гладить Белый дом против шерсти? Кто эти безумцы, что хрустят французской булкой против мирового истеблишмента и глобалистов?
Иными словами, причины должны оправдывать риски — и они оправдывают на все 100%. И начнем с количества голосов в МВФ (да, все соответственно вкладу — та же Африка имеет менее одного процента голосов):
Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 05 августа 2020 года) по данным сайта МВФ обладают: США — 16,51 %; Япония — 6,15 %; Китай — 6,08 %; Германия — 5,32 %; Великобритания — 4,03 %; Франция — 4,03 %; Россия — 2,59 %; Саудовская Аравия — 2,01 %. Доля 27 стран участниц ЕС — 25,55 %. (72,27% в совокупности — автор)
На дату можно не смотреть: сначала пандемия, потом восстановление, потом Россия выставила зубы Западу — так что доли с 2020 года не изменились, чего не скажешь о состоянии стран. К примеру, номинальный ВВП Британии в фунтах даже растет — но так как сам фунт по отношению к доллару нырнул, а сам МВФ считает только в долларах, то сегодня это 2,97 трлн. Или 2,27 трлн в фунтах (курс доллара к фунту — 1,31, а был около 1,5). ВВП Франции рядом — 3,05 трлн, считая в номинальном выражении. ВВП России известен только за 2022 год — 2,215 трлн в номинальном выражение, но по ВВП ППС это уже 5,733 трлн за 2023 год. За это же время ВВП в ППС Франции составляет 3,87 трлн долларов — то есть, МВФ и Всемирный банк признают расчет по паритету покупательной способности куда точнее, чем номинальный ВВП.
Но это для понимания, а теперь о причинах. Взгляните вот на эту красоту:
Это график роста корпоративной производительности в Евросоюзе и США за последние почти двадцать лет. В Америке она выросла практически на 36%, в ЕС снизилась до 95% от показателей 2005 года. Чтобы понимать,
десь речь идет о технологических компаниях — при этом их рыночная стоимость в США выросла втрое (хвала фондовым рынкам), а в Евросоюзе — всего на 60%.
Обратите внимание, что экономика ЕС в каждом кризисе ныряла куда глубже, чем экономика США. Да, это всего лишь индекс производительности, но он по совместительству является интегральным показателем, в котором есть сразу все, от финансового инвестирования до проблем с цепочками поставок.
Европа также страдает от более широкого недостатка динамизма в бизнесе, помимо крупных корпораций. Стартапов меньше, и слишком немногие из них быстро растут и в конечном итоге становятся крупными фирмами. В Соединенных Штатах в самых быстрорастущих молодых компаниях занято в шесть раз больше людей (как доля от общей занятости), чем в их европейских аналогах. Чем меньше успешных молодых фирм, тем меньше крупных и высокопроизводительных компаний становится в дальнейшем. Вместо этого наблюдается переизбыток малых и быстрорастущих фирм.
Размер рынка: В то время как рынки ЕС и США сопоставимы с точки зрения валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности, рынки ЕС по-прежнему сильно фрагментированы. Интенсивность торговли между странами ЕС менее чем в два раза ниже, чем между штатами США. Это означает, что европейский бизнес не получает такой выгоды от эффекта масштаба и сетевых эффектов, как американский, что особенно вредно в сфере технологий, где быстрое расширение имеет решающее значение.
Доступ к финансированию: За последние два десятилетия компании, зарегистрированные в США, выпустили примерно в два раза больше акций по сравнению со своими европейскими коллегами. Акционерный капитал имеет решающее значение для финансирования нематериальных инвестиций, таких как патенты или товарные знаки, которые не могут быть переданы в качестве обеспечения банковского кредита, и для защиты этих инвестиций от краткосрочных экономических колебаний. Финансирование за счет долга также сопряжено с более высокими процентными ставками, особенно для молодых предприятий. Венчурные инвестиции могли бы помочь этим фирмам, но размер этого рынка в ЕС как доли экономики составляет лишь около четверти от США.
Теперь переведем на человеческий.
Примерно 500 млн платежеспособного населения — при этом доступ к ресурсам и относительно недорогой энергии затруднен, что накладывает ограничения на развитие. При этом Евросоюз пока еще на самом деле является одним из самых крупных рынков планеты, благодаря количеству жителей — правда, его обходит уже не только Америка (25 трлн ППС), но и Китай (30 трлн ППС).
Вместе с тем, это важнейшая часть объединенного Запада — именно в Европе и родились основные идеологические парадигмы современного мира. Марксизм-коммунизм, капитализм, диктатура, социализм, демократии различного толка — все это родом оттуда. Религиозные и сексуальные девиации тоже оттуда, так что в плане идеологического развития Европу нужно расширить и углУбить, что уже является практически невыполнимой задачей. Но этого мало, Евросоюз самый крупный донор МВФ — и чем хуже дела в Европе, тем больнее для Фонда.
Важно понимать, что МВФ даже не почешется, пока не увидит действительно значимых признаков дедолларизации — и если распорядители Фонда вдруг отправляют миссию в Москву, то это вовсе не вдруг. Падение Запада скрыть уже не удается — и какой бы блестящей ни была бы статистика США, производство замедляется и там. Впрочем, назвать статистику США блестящей нельзя даже в глубоком запое — достаточно обратить внимание на базовые индексы реальной экономики, чтобы понять, куда все катится.
Мегазавод Маска по производству батарей для электроповозок. Площадка есть, но завода нет — тупо нет людей с компетенциями. Заводы Тайваня, на переезд которых в США было выделено 52 млрд долларов — деньги освоены, заводы на Тайване. А не в Америке, где они должны быть уже минимум полтора года.
Инфраструктура железных и автомобильных дорог давно в противозачаточном состоянии. Инфраструктура энергетики там же. Верфей практически не осталось — те мощности, что пока есть, не справляются даже с ремонтом авианосцев и АПЛ, очередь примерно в четыре года. Но беда с инфраструктурой — далеко не самое главное, засада в тотальной переоцененности финансовых активов США и в масштабнейшей долговой нагрузке.
1,2 трлн только на погашение долгов, при дефиците бюджета в 2,5 трлн баксов — и речь только в скорости посадки на пятую точку. Победит Трамп — процесс будет чуть более длительным. Победит Харрис — здравствуйте, я ваша тетя из Гаити, где много-много диких решений. В любом случае, Америку ожидает падение уровня жизни населения — кто говорит вдвое-втрое, а кто — в 4-5 раз. Избежать этого сценария уже невозможно, так что главный вопрос — когда? И тут в капкан технично попадает Китай, у которого четверть торговли с США и ЕС — китайцы тоже хлебнут горького до слез, не успев раскачать Африку и условно наплевав на Россию: здесь же вчерашняя коллегия Министерства торговли КНР с четкими рекомендациями автопроизводителям не инвестировать в Россию.
Понятно, что это вразрез с товарищем Си, но такова селяви — не можешь взять под контроль своих же чиновников, выслушивай нехорошие слова от Путина, с которым лично ты «спина к спине».
На этом фоне падение Европы выглядит даже желательным. Помните, сколько грабили распавшийся Советский Союз? Европу будут грабить еще циничнее, потому что свои — и потому что кохонес у местных политиков не наблюдается в принципе. С этой точки зрения вхождение целого ряда стран Восточной Европы в БРИКС уже не выглядит бредом — когда не будет хватать на немцев, французов и итальянцев, поляки и болгары зубы на полку положат и скажут, шо так и було задумано.
Именно поэтому МВФ едет охмурять Начальника. Именно поэтому самые умные западные компании так и не ушли с российского рынка: «Самсунг Электроникс Россия» только за прошлый год получил рост прибыли на 15%, что невозможно ни на одном другом рынке. Ситроен как клепал свои С5 Эйркросс на заводе в Калуге, так и продолжает их клепать. Соса-сола не закрыла ни один из десятка своих заводов и готовится открывать новые. Корейский LG регистрирует новый товарный знак исключительно для России, корейский Хендэ бочком-ползком возвращается сюда же — а это значит, что глобальный рынок изоленты никак не справился с Россией. Тупо не хватило, особенно синей — и таких примеров почти каждый день по несколько штук.
И вот вам обзорная картина, практически триптих: Евросоюз уже в состоянии обморока, Америка недалеко от него уползла, китайцы плевать хотели на МВФ из-за отказа пересматривать квоты голосования — а Россия переделывает этот мир по своему разумению, выгребая западные арсеналы. Но даже это далеко не все — Совет управляющих отлично понимает, насколько близки Британия, США и ЕС к гражданской войне всех против всех — и когда все начнется, результаты не заставят себя ждать. Во всяком случае, BLM обкатали технологии сноса бизнеса в американских мегаполисах — а целование негритянских и арабских шузов в Британии как раз и является предвестником нового похода BLM, только теперь по Европе.
Вопрос только в том, с чего все начнется. Возможно, с шариатских патрулей в Лондоне или Париже — а возможно, и с выборов в европейские парламенты. Новые депутаты пишут новые законы — а так как среди депутатов все больше чернявых, то и новых великолепных по содержанию законов тоже все больше. И они крайне раздражают тех, кто еще помнит о своей идентичности, о стране, о своем народе — и о своих вековых традициях.
Так что ждем гостей, дорогих во всех отношениях — в конце концов, это им надо доказывать, что они нужны России. А не наоборот.
Что там с показателями рынка изоленты? Стоит прикупить акции на будущее?