Bloomberg: российские магазины набирают в Китае большую популярность
«Bloomberg», США
Супермаркеты с российской продукцией в Китае произвели фурор среди местных покупателей, пишет Bloomberg. Некоторые товары из России приглянулись жителям Поднебесной из-за выгодной цены и высокого качества. В будущем планируется увеличить число подобных магазинов.
Двое мужчин средних лет, желающие горячительного, идут за бутылкой светлого пива «Балтика 7» — давнего и популярного бренда пива в России.
Это не Москва и не Владивосток. Действие происходит в российском магазине в центре Пекина, и такие сцены можно наблюдать по всей стране. За последний год сотни российских супермаркетов заполонили Китай, произведя такую сенсацию, что правительство Путина запланировало открыть еще 300 таких магазинов.
Менеджер одного из торговых центров в китайской столице назвала увеличение количества русских магазинов чем-то вроде модного поветрия. Стоя под российскими и китайскими флагами, украшающими вход, она рассказала, что одними из самых популярных товаров являются шоколад и детские смеси.
Внимание к российским брендам, обретшими известность от Шэньчжэня до Урумчи, придает новое значение отношениям, результатом которых сейчас стали 245 миллиардов долларов двустороннего товарооборота в год — объем, превышающий объем торговли Китая с Германией и Бразилией. Эти магазины являются свежим примером того, как «безграничная дружба», о которой Си Цзиньпин и Путин объявили за несколько дней до начала спецоперации на Украине, все больше преображает повседневную жизнь китайских потребителей.
«Эти магазины — явный признак роста русофилии в Китае, начиная с самых высоких уровней, — утверждает Тао Ван, научный сотрудник Манчестерского университета, специализирующийся в китайской политической экономии. — Такое теплое отношение простых китайцев к России также является результатом уникальной информационной среды страны, где активно продвигаются пророссийские нарративы, в то время как критические высказывания часто подвергаются цензуре.»
К России отношение в Китае долгое время было спорным: все еще живы воспоминания о том, как пограничные столкновения побудили Москву в 1960-х годах пригрозить своему соседу атомным оружием. Некоторые территориальные уступки России в 19 веке также остаются больной темой для многих китайцев.
Но в последние годы отношения потеплели. В прошлогоднем опросе, проведенном Центром международной безопасности и стратегии Университета Цинхуа, почти две трети граждан Китая выразили очень или в некоторой степени благоприятное отношение к России, что более чем на 7 процентных пунктов больше, чем в первом опросе, проведенном в ноябре 2022 года.
Вероятно, отражением такой тенденции в Китае выступает то, что российские туристы в настоящее время являются второй по величине группой иностранцев в Пекине (данные по нему, в отличие от общенациональной статистики, включают разбивку по национальности), и это при том, что до пандемии они не входили в топ-10. Это стало благом для экономики, пытающейся вернуть западных туристов после многих лет ковидного карантина, в то время как звездные исполнители, от которых отреклись на Западе, такие как пианист Денис Мацуев и дирижер Валерий Гергиев, теперь почитают своим присутствием театры Китая.
Интерес к российским товарам возник в непростой момент в отношениях Пекина с Москвой. Симпатии президента Дональда Трампа к Путину вновь открыли каналы связи между Москвой и США — страной, против которой Китай и Россия в последние годы публично выступали единым фронтом на мировой арене.
Со своей стороны, в Пекине публично выказали одобрение мирным переговорам и заявляли, что любые попытки посеять раздор «обречены на провал».
Поскольку Си Цзиньпин собирается посетить Путина в Москве в мае, то никаких признаков ослабления политических связей нет. Но если Трамп предложит России смягчение санкций, как ранее предполагалось, это может сделать Кремль менее экономически зависимым от Китая — впервые после вторжения.
До недавнего времени российские продукты питания (за исключением приграничных районов) были редкостью в Китае. Неясно, что вызвало интерес местных потребителей, но Путин считает, что он имеет к этому какое-то отношение — по крайней мере, когда дело касается мороженого.
Во время прошлогодней встречи с представителями сельскохозяйственных компаний он вспомнил, как подарил Си Цзиньпину коробку мороженого на его 66-й день рождения в 2019 году; в результате, продажи холодного лакомства из России в Китае резко выросли, а его импорт вырос в стоимостном выражении более чем в четыре раза в период с 2022 по 2024 год.
Российский экспортный центр, созданный правительством в 2015 году после присоединения Крыма, хочет увеличить свою долю на этом рынке. После проведения в начале 2024 года в провинции Ляонин, что на северо-востоке Китая, первой торговой выставки «Сделано в России», на которой были представлены продукты питания и потребительские товары, планируется увеличение числа официальных магазинов в стране с 8 до 300 в этом году.
Однако, предстоит еще многое наверстать, так как неофициальные соперники получили большое преимущество. База данных Qichacha, китайский реестр компаний, показывает, что за прошедший год было создано более 900 организаций, специализирующихся на торговле российскими товарами, что более чем вдвое превышает их количество за два предыдущих года.
Их названия: «Павильон российских товаров», «Российский национальный павильон» и «Рынок качественных товаров из России»- намекают на одобрение со стороны государства. Почти всегда витрины их магазинов украшены российским триколором и мультяшным бурым медведем, что подтверждает подлинность предлагаемых товаров.
Такому вниманию к дизайну не стоит удивляться, учитывая, что в Китае возникают вопросы по поводу качества и происхождения якобы российских товаров. В этом году данный вопрос попал под официальное расследование; местные власти пообещали искоренить недобросовестную рекламу.
В одном из магазинов пекинского торгового центра Chang’an Mall продавали ржаной хлеб в русском стиле, произведенный в Китае, с надписями на русском языке и с грамматическими ошибками.
Лана Чень, 33-летняя учительница, посетила русский супермаркет вместе со своим мужем, случайно обнаружив его в торговом центре в провинции Гуандун, что на юге Китая. Две огромные русские матрешки приветственно стояли у входа перед павильоном «Иван да Марья», открывшимся в октябре прошлого года.
«Магазин был таким большим, и товары выглядели интересно, — рассказала она. — Стоит только зайти, и вы сразу чувствуете, что должны что-то купить». В конце концов Чень купила шоколад и вафельное печенье.
Других китайских покупателей мотивируют цены. Ма Санцзин, посетивший со своей женой специализирующийся на русских товарах магазин в центре Пекина, назвал российское сухое молоко «выгодным по цене и качеству» по сравнению с сухим молоком от местных производителей. Его продают по цене 20 юаней (3 доллара) за 500 граммов, что дешевле, чем большинство китайских аналогов.
Ма, родом из провинции Хэбэй, что на севере страны, утверждал, что до того, как такие супермаркеты получили широкое распространение, он каждый год совершал покупки вблизи российско-китайской границы, поскольку его жена родом из этого района.
Для некоторых такие магазины в новинку. Но на китайском рынке, где жестокая конкуренция обуславливает ценовые войны, уже наблюдается некоторая потребительская усталость.
В магазине русских товаров, расположенном на самой оживленной торговой улице города Чэнду на юго-западе, все товары продаются с огромной скидкой, но прохожие его даже взглядом не удостаивают. Магазин, который когда-то торговал российскими товарами в Наньлогусяне, популярном историческом районе Пекина, полностью изменил свое направление деятельности.
Все это указывает на трудности, с которыми столкнется Россия в завоевании рынка, особенно если интерес к российским товарам пойдет на убыль.
Приближающаяся развязка вокруг Украины может стать еще одним испытанием для двусторонних связей. Напряженность уже нарастает, особенно в связи с тем, что Россия предпринимает шаги по защите внутреннего автомобильного рынка, который наводняют китайские автомобили. «Сближение между США и Россией стало бы серьезной головной болью для Пекина», — утверждает Патриция М. Ким, научный сотрудник Брукингского института.
https://inosmi.ru