Падение-цитадели-ваххабизма-в-Саудовской-Аравии

Падение цитадели ваххабизма в Саудовской Аравии

В мире

Реформы связаны с именем наследного принца и фактического руководителя КСА Мухаммеда ибн Салмана Аль Сауда. Это жёсткий и авторитарный правитель, понимающий тренды современности. Он отдаёт себе отчёт в том, что его государство нуждается в перестройке экономической модели и уходе от нефтяной зависимости. Кроме того, Эр-Рияд осознаёт глубину морального дна, куда затаскивает ваххабизм Аравийский полуостров и весь остальной мир.

Будущий полноправный правитель Саудии говорит:

«Мы просто возвращаемся к тому, чему следовали, – к умеренному исламу, открытому миру и всем религиям. 70% саудовцев моложе 30 лет. Честно говоря, мы не будем тратить 30 лет нашей жизни на борьбу с экстремистскими мыслями, мы уничтожим их сейчас и немедленно. Мы хотим жить нормальной жизнью и вкладывать наши усилия в развитие своей страны».

Эта риторика диаметрально противоположна тому, чем занималась династия Аль Саудов в 1980-2010-х годах. Мы это должны помнить хотя бы по нашей стране. На Северном Кавказе боевики действовали по ваххабитской указке из Аравийского полуострова. Кто не помнит таких отъявленных преступников, как Хаттаб или Абу аль-Валид? Они являлись подданными КСА и занимали ряд руководящих позиций среди чеченских боевиков.

От саудовского финансирования и кураторов ваххибизма из Эр-Рияда страдали многие страны и народы. Немалый вклад внесла Саудия в разжигание гражданской войны в Сирийской Арабской Республике. В 2011 году КСА поддержала оппозицию в противовес Муаммару Каддафи. Перечень откровенных преступлений ваххабитов можно продолжать очень долго. Сейчас же Королевство решило отойти от прежнего курса. И, похоже, всерьёз и надолго.

Так по саудовским городам разрешено ходить без хиджаба – это проверено на опыте многих отечественных туристок, посетивших за последние годы эту далёкую страну. Лицам женского пола разрешили участвовать в выборах, водить автомобиль, выезжать за рубеж без разрешения мужчины-опекуна, посещать стадионы и массовые мероприятия.

Активно реализуется программа Saudi Vision 2030, направленная на большую открытость монархии окружающему миру. Ещё в 2019 году введены серьёзные визовые послабления для граждан сорока девяти стран. До этого приехать в КСА в качестве туриста было весьма и весьма затруднительным. Последние годы муссируется тема переговоров между Саудовской Аравией и Ватиканом о строительстве первого христианского храма на территории государства.

Вообще, христианская вера для этих мест не просто не чужда – она гораздо древнее ислама. В районе города Наджран на юго-западе нынешней Саудии вплоть до Х века большинство населения составляли христиане. Официальный курс по отношению к другим конфессиям всё ещё жёсткий, однако изменения не за горами. Тот же путь прошли ОАЭ и другие соседи КСА.

Естественно, такие изменения пришлись не по вкусу представителям радикального ислама, коих за несколько столетий ваххабизма наплодилось большое число. Власти ответили адекватно – так, как и надо отвечать на вызов ваххабитов. Жесточайшими репрессиями и подавлением того, что на Западе называют «религиозными свободами».

Адепты ненависти к «неверным» и противники реформ подвергаются суровым гонениям со стороны приверженцев наследного принца бин Салмана. В тюрьмы брошены сотни и тысячи радикалов, среди них довольно известные теологи и исламские «учёные». Некоторые «страдальцы» угодили за решётку по обвинению в издании фетв, разрешающих нападения на сотрудников саудовских спецслужб. Кто-то просто языком болтал и вспоминал о «старых-добрых» временах.

Россия «должна» вынести урок: с бритоусыми любителями Халифата нет никакой возможности достигнуть компромисса. Их надо репрессировать. Ровно так, как поступает Саудовская Аравия.

Игорь Лисин



Последние статьи