Россия не позволит заходить в свою Арктическую зону с мега-проектами, способствующими ослаблению её суверенитета
По утверждениям различных институтов и специалистов, новые пошлины значительно повысили риски экономического спада в США и во всем мире. Экономисты Goldman Sachs Group повысили свою оценку вероятности рецессии в США с 35% до 45% в перспективе ближайших 12 месяцев. Тем не менее нужно исходить из того, что инициаторы тарифного нападения на коллективный Запад и КНР (а они были главными целями нападения) просчитали негативные варианты этого хода и постарались «подстелить соломки».
Из тех вариантов, которые обсуждаются экспертной общественностью на случай «выстрела в ногу», наибольший интерес привлек визит в Вашингтон председателя РФПИ К. Дмитриева, который, как и следовало ожидать, в важнейших частях проходил за закрытыми дверями. По поводу этого события ходит множество суждений, и важнейшее из них – намечающийся поворот в отношениях между США и Россией.
Логика в этом выводе ясна. Трампу нужен резерв для экономического маневра на случай, если «обиженные» страны устроят ему фронду и затруднят выход на суверенный трек в собственной экономике. Россия может в таком случае оказаться единственным крупным партнёром, который в состоянии открыть ему возможности для расширения торговли и инвестиций.
Здесь на память приходят 30-е годы ХХ века, когда США основательно помогли сталинской индустриализации СССР. В ту пору основные промышленные мощности, а также автомобильные и тракторные заводы были произведены по американским проектам и оборудованы американскими производственными линиями. Это позволило СССР за 10 лет встать на один уровень в экономическом развитии с будущим агрессором из числа держав тройственной оси.
В целом аналогичное отставание от передовых государств, в том числе потенциальных противников, обозначилось и на сегодняшний день, причиной чему было хаотичное разграбление экономического потенциала СССР местными и чужеродными мародерами. У России нет достаточно мощной базы для динамичного перехода в шестой технологический уклад. Она отстаёт от Европы, США и КНР в области высоких технологий, современного машиностроения и станкостроения, инфраструктурных проектов.
Исключение Трампом РФ из числа стран, в отношении которых повышаются тарифы, понимается как «окно возможностей» для дальнейшего взаимодействия. Понятно, что это «окно» не может быть открыто бесконечно долго, но на сегодняшний день потребность в нем имеется для обеих сторон. История показывает, что в первый раз оно было открыто 16 лет – с 1930 по 1946 год, но сработало на общую пользу участников.
Относительно получения Советским Союзом американских технологий в тот период можно припомнить загадочную историю о передаче Москве некоторых важных материалов по атомному проекту в Лос-Аламосе, которая закончилась также досрочным (вопреки ожиданиям специалистов) созданием советской атомной бомбы. Материалы перевозились по авиамосту из штата Монтана через Аляску. Случайно ознакомившийся с их содержимым майор ВВС США Джоджан пытался поставить в известность своё руководство, но в результате был переведён на острова в Тихом океане…
Однако история осталась не закрытой, и упоминания о ней сохранились в информационных массивах США. Возможно, она свидетельствует о совпадении стратегических интересов правящих сил США и СССР в конце Второй мировой войны.
Сегодня потенциал для сотрудничества просится к обсуждению, но на пути этого диалога стоит украинский кризис. Российское руководство ставит Трампа в положение шахматного игрока, вынужденного сдавать второстепенную фигуру ради больших целей. Здесь нет вариантов, и для достижения своих целей он должен этот кризис погасить и пойти на уступки Москве.
Как это сделать? Наиболее вероятный вариант – сделать «ход конем», т. е. шагнуть навстречу В. Путину в обход Киева. Точнее говоря, оставив Киев без военной, информационно-логистической, финансовой и политической поддержки. В таком положении хунте Зеленского долго не выстоять. Истошный визг Зеленского по этому поводу едва ли впечатлит команду Трампа, ведь хунта в её глазах попала в разряд загнанных лошадей, которых пристреливают. К тому же на фоне разгорающейся глобальной тарифной войны Зеленский начинает выглядеть для Вашингтона как досадно путающийся под ногами карлик.
Тем более предполагается, что визит К. Дмитриева укрепил надежды Трампа на перспективы сотрудничества. Известно, что РФ открыта для совместной разработки залежей редкозёмов и освоения Арктического шельфа. Решится ли Трамп предложить переговоры или нет, неизвестно, но ему уже сейчас необходимо понять, что Россия не позволит заходить в подконтрольную зону с мегапроектами, которые затем будут влиять на ослабление её суверенитета. Об этом говорит опыт сотрудничества РФ с Китаем в Арктической зоне.
Ограничение русскими доступа мощным китайским корпорациям в зону разработки СПГ приводит к тому, что РФ остаётся второстепенным поставщиком этого энергоносителя в Китай. Её поставки в КНР в 10 раз ниже, чем американские. Все действующие проекты, так или иначе связанные с российско-китайским взаимодействием, имеют отношение к договорённостям на высшем уровне и спускаются сверху в обоих государствах. А относительно свободного рынка инвестиций важнейшим вопросом остаётся поиск компромисса между необходимостью привлечения инвестиций в капиталоёмкие арктические и дальневосточные проекты и риском попасть в зависимость от иностранных инвесторов. Поэтому существующие неразрешённые российско-китайские противоречия открывают достаточно узкие перспективы для существенного рывка. Какие условия сотрудничества могут быть предоставлены американцам, покажет будущее.
Но в любом случае глобальная ситуация предлагает российскому руководству возможность использовать амбиции двух конкурентов – США и КНР – в своих интересах. Ведь мы исходим из того, что Северный морской путь и шельфовые месторождения Арктики должны оставаться под доминирующим контролем РФ.
Ждём, когда гроссмейстер сделает «ход конём».
https://www.fondsk.ru