Автор: Владимир Добрынин
Хотели как лучше, а получилось как всегда. Поневоле вспомнишь классика, анализируя происходящее на международном нефтяном рынке. Запад вводил ограничение на цену покупки российской нефти, чтобы Москва не слишком зарабатывала на этом. А
то и вовсе торговала себе в убыток. Тех же покупателей, кто на свой страх и риск был готов брать бочку чёрного золота дороже, чем по $60, обещали сломать через колено, задавив штрафами, санкциями, эмбарго…
Какие там еще умные и страшные слова применяются Вашингтоном, Лондоном и прочими парижами при этом? Да какая разница, если вся эта стрельба – в молоко. Российскую нефть покупали и будут покупать. Ибо те, кому она нужна, берут в торговле пример со старших товарищей из США и Великобритании, создающих правила, противоречащие международному праву, но удобные для манипулирования наперстками в целях достижения нужного манипулятору.
Сами же западники и придумали разбавлять российскую нефть сырьем от Shell. Микст – это уже не продукт made in Russia, это уже «латвийская смесь», «индийская смесь» – в зависимости от расположения порта, в котором два компонента сливают в одну тару. А может и не сливают физически (отчего бы не сэкономить на выполнении не особо нужных работ?), а сводят только в документах. Бумага – она такая, она все стерпит. Даже то, если нефть вдруг начинают называть «скважинной жидкостью».
Помните такое в промышленно-сырьевой лингвистике г-на М. Ходорковского? Что только не придумаешь ради прибыли, которая (закон бизнеса номер один) прежде всего!
Ну,
и чем мы хуже западных изобретателей? Россия издревле в стороне от разного рода придумок не стояла, вспомните хоть Менделеева, хоть Кулибина, хоть отца и сына Черепановых, хоть Попова (изобретателя радио, разумеется, а не генерала-коррупционера).
Пытаясь задушить «разбулыживание» санкционной российской жидкости «правильной» иностранной, наши неуважаемые недружественные «партнеры» взялись за ограничение транспортировки продукта.
Страховые компании обязали не подписывать соответствующие договоры о возможном возмещении ущерба владельцам танкеров. Оставили Россию без перевозчиков? Свято место пусто не бывает (дорогие наши неуважаемые, советую вам изучить русские пословицы и поговорки – это кладезь народной мудрости, которая подскажет вам, как правильно вести бизнес, чтобы «прибыль прежде всего» получалась гарантированно). Не прошло и пары месяцев, как западные СМИ запестрели статейками про «призрачный» или «теневой» флот. Огромный количественно (число танкеров измеряется десятками, а то и сотнями), принадлежащий возникшим вдруг практически ниоткуда компаниям, разместившим свои офисы на территории третьего мира (который теперь модно называть Глобальным Югом).
Флот, несмотря на свою призрачность (потому что без истории и без определенной государственной принадлежности) и на не самый юный возр
аст своих транспортных единиц – в среднем 17 – 20 лет от роду – с зафиксированной в уставных документах деятельностью справляется на отлично. Не зря же западная пресса, не стесняясь, называет его «реальной угрозой» той части мира, которая поставила себе задачей «взять и поделить» Россию.
«Когда стало казаться, что западные санкции начали останавливать движение российской нефти по морям мира, Москва вновь взмахнула волшебной палочкой. Внушающий страх «теневой флот» появился из ниоткуда, готовый транспортировать российскую сырую нефть на край света, чтобы Владимир Путин продолжал финансировать свою дорогостоящую войну на Украине. Доходы России были подорваны нынешним резким падением цен на нефть, но Москва пытается компенсировать это падение котировок, снова и снова вывозя свою «запрещенку» на внешний рынок, – пишет испанская El Economista – Это сильнейший удар по стратегии Соединенных Штатов как раз перед тем, как «главная мировая мощь» проведет решающие президентские выборы, основной проблемой которых является геополитика».
Все большее число танкеров, попавших под санкции за транспортировку российской нефти, снова находят работу. По данным агентства Bloomberg с конца апреля 2024 года, по меньшей мере, 17 партий сырой нефти и нефтепродуктов покинули российские порты на судах, против которых введены санкции США, Великобритании или Евросоюза в ответ на СВО. Большая часть объема вышла из российских балтийских портов. Натовские государства, фактически опоясывающие сегодня Балтику попытались блокировать перевозчиков сразу за пределами российской экономической зоны. И некоторое время это им удавалось: Эстония даже засемафорила коллегам по НАТО, что «напротив нее уже скопился буквально осиный рой танкеров, которым нельзя возвращаться в Ро
ссию и нет хода на запад».
Однако в открытую напасть на находящиеся под санкциями суда духу у горячих эстонских, финских и прочих парней не хватило. И поменявшие к тому времени российские флаги на панамские, сьерра-леонские и пр. (продать судно ведь не запрещается, даже и в момент его движения по коммерческому маршруту – хозяин-барин, это в западных бизнес-инструкциях высечено в граните, против не попрешь) танкеры пошли в пункты назначения – Китай, Индию и др. На всякий случай отключив транспондеры и меняя в вахтенных журналах курс и точку окончательного прибытия.
Некрасиво, скажете? Ну, так с волками жить – по-волчьи выть (еще одна народная мудрость, которой, в общем-то, на Западе рады следовать, но только если это – в их интересах, а не наших).
Теперь американская и европейская пресса констатирует: «эти старые и часто отремонтированные нефтяные танкеры – реальная угроза морской и экологической безопасности – больше не пытаются скрывать свои перемещения, а грузы открыто доставляются как в Китай, так и в Индию».
«Использование танкеров, находящихся под санкциями, увеличилось в августе и продолжило расти в сентябре. Если эта тенденция сохранится, это будет означать, что Россия справилась с установленными для нее логистическими ограничениями. России удалось найти необходимые ей корабли, даже несмотря на то, что какие-то суда пытались задерживать. В прошлом месяце до шести танкеров, на которые были наложены санкции со стороны США, Великобритании или ЕС, перевозили российскую нефть, не обращая внимания на американо-британо-европейские ограничения, начертанные на бумаге. Столько же было таковых зафиксировано и в сентябре. Еще 11 танкеров, попавших под санкции, стоят на якоре возле российского тихоокеанского порта Козьмино, семь остановились в Усть-Луге, еще три находятся в Черном море в течение нескольких месяцев и два – у Мурманска. Есть большая вероятность, что еще больше судов, включенных в черный список, выйдут в море во второй половине сентября», – отмечают обозреватели названного выше издания El Economista Марсело Беседас и Висенте Ньевес.
Авторы, надо сказать, с увлечением, которого они сами не замечают, рассказывают о походе судна «Виктор Бакаев», которое приняло груз объемом около 730 000 баррелей сырой нефти марки Urals в балтийском порту Приморск 21 июля. Покинув Балтийское море через «экологически уязвимый» Датский пролив, танкер повернул на север, огибая норвежское побережье, а затем отправился по российскому Северному морскому пути в сопровождении ледокола на последнем участке мимо острова Врангеля, после чего повернул на юг через Берингов пролив, прибыв в итоге в Дунъин (Китай).
«Сейчас «Виктор Бакаев» возвращается домой. Что будет дальше? А дальше он снова загрузится нефтью и вновь отправится в Китай, – всплескивают руками испанские аналитики. – А как же санкции?»
В качестве ответа тут – немая сцена. Почти как у Гоголя в «Ревизоре».
Попавшие под санкции танкеры «Галактика» и «Залив Амурский», по данным западных СМИ, проследовали по тому же маршруту вдоль северного побережья России, загрузившись на арктическом терминале в Мурманске. Два других – «Братск» и «Белгород», пропавшие из цифровых систем слежения во время своих первых рейсов под санкциями, открыто перевезли свои очередные партии в Китай, куда они прибыли в начале этого месяца.
Один из самых воинственных аналитиков хитрых маневров Москвы, Робин Брукс, управляющий директор Института международных финансов (IIF), считает случай доставок подсанкционными кораблями российской нефти в Индию фактом, особенно бьющим по западному самолюбию:
«Индия превратилась в огромный российский нефтеперерабатывающий завод. Если бы российская нефть доставлялась в Индию на западных судах, действующих под ограничением G-7 (мера, введенная Западом для ограничения российской нефти на уровне 60 долларов за баррель и которая неоднократно терпела неудачу), но большая часть этой нефти поставляется теневым флотом Путина, а это означает, что Индия помогает финансировать российские войска, воюющие на Украине. Это должно прекратиться».
Дэвид О’Салливан, специальный представитель ЕС по санкциям, отметил на этой неделе, что «сообщество в последнее время сосредоточило внимание на введении выборочных санкций в отношении конкретных судов, участвующих в незаконной перевалке нефти». И тут же подчеркнул, что «исполнение санкций в отношении этих судов затруднено».
«ЕС работает над выявлением и введением санкций в отношении многочисленных мелких подставных компаний, созданных Россией для поддержки ее теневого нефтяного бизнеса. Известно, что США принимают меры по санкциям компаний, связанных с конкретными адресами», – сказал О’Салливан. И чтобы не быть обвиненным в неисполнении ограничений, добавил, что «ЕС только учится еще применению этой американской тактики».
Теневой флот представляет собой значительную и растущую угрозу окружающей среде, считают на Западе. Корабли, по мнению тамошних экспертов, старые, могут дать утечку нефти, и это будет экологическая катастрофа, за которую Россия платить откажется. Кроме того, эти суда могут «вызывать столкновения, утечки нефти, поломки или даже утонуть, создавая угрозу для других судов, воды и морской жизни».
Ну, знаете ли, предполагать можно все, что угодно – язык-то без костей. Но давайте вспомним – нефтедобывающая платформа British Petrileum вызвавшая экологическую катастрофу в Мексиканском заливе – она ведь вроде не старая была? Так может не в возрасте оборудования дело? А в кривых ручках? Ну, вот не так давно почти новый контейнеровоз MV Dali, управляемый украинским капитаном, подчистую снес мост на выходе из порта Балтимора. Подсчет убытков принес миллиардные цифры. И?
По оценкам западных СМИ, более 1400 кораблей перешли «на темную сторону», то есть обслуживают Россию в противовес санкциям. С начала 2022 года 230 танкеров теневого флота транспортировали российскую сырую нефть через датские проливы 741 раз. «Если что», то восстановление экосистемы после потенциального разлива нефти может занять десятилетия, считают европейские аналитики, которые не торопятся подтверждать свои слова фактами. Поскольку их нет.
Но, похоже, главная проблема – не в экологии. Российская нефть, транспортируемая морем, почти полностью направляется на азиатские рынки, основными покупателями сырья являются Индия, Китай и Турция. В 2023 году 86% экспорта нефти пришлось на дружественные Москве страны по сравнению с 40% в 2021 году и 84% экспорта нефтепродуктов по сравнению с 30% в 2021 году. Такое изменение направлений экспорта подчеркивает изменение геополитического ландшафта нефтяного рынка из-за санкций и способствует расширению активности теневого (для наших недругов) флота.
Хотя принимается все больше мер по решению проблем, создаваемых теневым флотом, Москва всегда находит рискованный выход, чтобы избежать всех этих препятствий, заключают Беседас и Ньевес. И они не одиноки в этом выводе.