Результатом попытки Прибалтики получить контроль над «теневым флотом» России стали только дипломатический скандал, внутренние разборки и риторическая истерика.
Как ни старались таллинские злоумышленники спрятать концы в воду в так называемом «эстонском инциденте» с участием танкера Jaguar под флагом Габона, скрыть операцию-махинацию не удалось.
Судно попало под подозрение как вымпел российского «теневого» флота. Во всех документах фигурирует оговорка «возможно». Никакой определенности, но тем не менее досмотровые группы из военных и полицейских попытались в нейтральных водах остановить танкер, силой сопроводить его в территориальные воды Эстонии и тщательно досмотреть.
Наспех придуманный план не сработал – неожиданно для эстонских борцов с «теневым» нефтеналивным флотом РФ (ЕС на днях ввел последнего очередные санкции) в небе появился российский истребитель Су-35, и эстам ничего не осталось, кроме как поджать хвосты и с позором на всех парах ретироваться к родным берегам.
Местная пресса, разумеется, извратила событие в пользу Таллина. Писали, что танкер якобы уже находился в экономической зоне республики, а российская авиация нарушила ее воздушное пространство.
Тем не менее, мало-помалу стали всплывать детали, опровергающие журналистские домыслы. Начальник штаба сил обороны Вахур Карус назвал «эстонский инцидент» «первым случаем, когда российские военные продемонстрировали готовность защищать своих «теневиков». Операция строилась эстонской стороной в расчете на авось, на отсутствие реакции российской стороны. Она проявилась в самой неожиданной для эстонцев форме.
Чем могла закончиться авантюра, мы можем узнать из рассказа бывшего командующего ВМС коммодора Юри Саска: «Военные операции на море не реализуются спонтанно. Их планирование начинается зачастую за несколько дней до исполнения. В результате они становятся политическим решением, а не инициативой командующего».
По словам Саска, всплывают намеки на бестолковые самостоятельные решения офицеров ВМС: «В теории так и третью мировую войну можно начать. Россияне вполне могли силой оружия защитить свой груз».
«Не бывает, чтобы однажды утром командующий морским флотом просыпался с мыслью отправиться на какое-либо судно и приглашает с собой друзей. Это всегда политически очень взвешенное решение – осуществлять высадку досмотровой группы или нет?» – подчеркнул Саск.
«Часто дилетанты говорят, будто флот обнаружил нечто в наших водах. На самом деле флот не находит такие вещи случайно, за углом. Поиск – это системная и продолжительная работа», – уточнил коммодор.
«Планирование операции – по крайней мере, так было, когда я год назад уходил из вооруженных сил – начинается за несколько дней. При обсуждении за круглым столом кроме премьер-министра и членов правительства присутствуют военные, пограничники, полицейские, руководство департамента транспорта. При этом высшие руководители страны обсуждают не один, а сразу несколько вариантов действий и развития событий».
Наконец, самый важный вывод бывшего командующего ВМС Эстонии: «Думаю, для нас стал неожиданностью тот факт, что противник был хорошо подготовлен. Пара истребителей не взмыла в небо случайно. Она явно находилась в состоянии готовности».
Переполох в прибалтийском курятнике
Пока эстонцы зализывают моральные раны, министр внутренних дел Игорь Таро, понимая масштаб прокола своих подчиненных, попробовал перевести стрелки: «Вероятно, танкер получал инструкции. Здесь явно замешана Россия!»
Кто бы сомневался? Конечно, не Антарктида. Более того, для решений в экстренных ситуациях и существует дежурная пара истребителей на любом военном аэродроме при условии, что речь идет о нормальной воинской части с налаженной дисциплиной, а не о наплевательском отношении к ней, как в эстонских ВМС.
Хотя никакой российской вины нет, европейцы с подачи Торо загалдели – эскалация на Балтике серьезно нарастает. В Вильнюсе в свойственной для себя манере начали требовать консолидироваться (это президент Гитанас Науседа), примерно наказать Россию (это парламентская выскочка Лауринас Касчюнас), закрыть море для российских нефтевозов (это глава внешнеполитического ведомства Кястутис Будрис).
Даже литовский премьер Гинтаутас Палуцкас подключился к поискам оптимальных решений проблемы, «мудро» заметив – «Москва послала Евросоюзу сигнал о том, что нефтеналивные суда в Балтийском море находятся под защитой».
Дело в том, что после вступления в НАТО Швеции и Финляндии в Вильнюсе Балтийское море иначе, чем «внутренним озером Североатлантического альянса» не называют. До «эстонского инцидента» считалось, что русские заперты в своих портах и военно-морских базах, но первый же серьезный случай напомнил, кто на море хозяин.
Количественно – НАТО, но качественно – Российская Федерация, что маленьких прибалтов сильно удивляет. Например, глава Минобороны Довиле Шакалене не может взять в толк, почему большинство проигрывает меньшинству?
Для восстановления баланса глава МИД пытается создать коалицию единомышленников. Военные идею приветствуют. Им неизвестно, что формально она существует, но сильна только тем, что каждый из участников за себя.
Российскую угрозу на море страны оценивают по-разному. Не имеющие серьезных кораблей в панике. Обладающие более-менее современными плавсредствами третьего и четвертого рангов не нервничают.
С другой стороны, флот – не берданка, его за неделю не создашь. Расходов требует фантастических. Денег, по крайней мере, в постсоветских республиках Прибалтики, для таких затей нет. Но чтобы доминировать на Балтике, в Вильнюсе согласны пойти на невиданное доселе обновление ВМС. Они крохотные (у маленькой Эстонии боевых единиц больше), состоят из двух минных заградителей, так что, по сути, запланирована постройка флота с нуля. Рассмотрим вопрос внимательнее.
Литва намерена закупить корабли у Норвегии модульные корабли класса Vanguard, после встречи с министром обороны этой скандинавской страны Туре Сандвиком заявила Шакалене.
Но есть «но». Привыкшие на всем экономить литовские скупердяи хотели бы получить корабли достаточно универсальные для выполнения различных задач. Однако так не бывает. Дело не только в вооружении, но, к примеру, в автономности, в необходимости противостоять Дважды Краснознаменному Балтийскому флоту России.
Невозможно одновременно быть пограничным сторожевиком, ракетным катером и авианосцем. Без глубокого анализа очевидно, что затеяна очередная военная авантюра, отдача от которой грозит оказаться в лучшем случае нулевой.
Для Литвы это плохо, поскольку деньги уйдут в никуда. Для Эстонии и Латвии – тоже плохо. Контроль за «теневым» флотом РФ, если таковой существует, останется на нынешнем убогом уровне.
Для России это, напротив, хорошо. Она как была хозяйкой Балтики, так и останется наводить порядок на коммуникациях. Петр Первый остался бы доволен морской политикой и военной стратегией России на Балтийском море. Не зря им было прорублено «окно в Европу».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Автор: Даниил Эльм
Baltnews, Яндекс.Дзен