В прошлом месяце космические туристы Илона Маска совершили дерзкий полет в рамках миссии Polaris Down. Они двигались по крайне вытянутой орбите, время от времени удаляясь от нашей планеты на 1400 км и залетая в страшное место – радиационные пояса Земли. Именно там магнитное поле Земли «хранит» жесткую радиацию, которая летит из глубокого космоса, и не подпускает ближе. Во время полета и сразу после него с борта поступали столь благостные сообщения, что даже странно казалось, как так гладенько все проходит. Теперь выясняется – визит в радиоактивный ад не прошел даром. Ударило по глазам.
Как теперь признается спонсор и главный пассажир миссии, миллиардер Джаред Айзекман, он постоянно видел молнии и вспышки, стоило закрыть глаза. Эти «огни» и были радиоактивными частицами, которые светились прямо в веществе глаза.
Явление впервые описано американскими астронавтами на Луне, но потом наблюдалось и на нашей станции «Салют-6» и последующих. Дело в том, что частицы радиации несут в себе колоссальную (по меркам микромира) энергию. Попадая, например, на матрицу фотоаппарата частица отдает часть энергии пикселям, и засвечивает их. Именно поэтому снимки с космических телескопов выглядят, словно снежный буран во время солнечных вспышек, когда радиации много. Но точно так же частицы взаимодействуют и с «пикселями» нашего глаза, нервными рецепторами, которые воспринимают фотоны и передают сигнал в мозг.
Чтобы увидеть такое на МКС, надо постараться и набраться терпения. В радиационных поясах, когда тела космонавтов все это радиоактивное добро пронзало в промышленных количествах, не заметить нельзя.
Но миллиардер легко отделался (хотя мы не знаем долгосрочных последствий этого эффекта). Пилот корабля (профессиональный летчик) Скотт Потит говорит, что еще в полете принялся по сути слепнуть. Он не может толком объяснить свои ощущения: просто расплывается картинка, и все.
Медики уже установили причину: нейроокулярный синдром (SANS). Суть в том, что в результате невесомости происходит отек зрительного нерва. Организаторы полета предполагали, что такое возможно, поэтому надели на всех членов экипажа специальные контактные линзы, которые мерили глазное давление. Ведь синдром практически не изучен. Поскольку космонавты на той же МКС массово им не страдают, не связан ли он с радиацией?
SANS может стать проблемой, когда в далекий космос отправятся тысячи простых людей, не подготовленных специально, как профессиональные космонавты, на центрифугах и прочих пыточных орудиях, говорит участница полета, медик и инженер Анна Менон:
— Если представить себе будущее, в котором тысячи людей живут в космосе, и в конце концов — после девяти месяцев путешествия — они попадают на поверхность Марса, и у огромного процента людей наблюдаются изменения зрения, из-за которых они не могут выполнять свою работу, не могут читать и смотреть, — это большая проблема, — говорит она.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Космонавта госпитализировали с загадочной болезнью, его имя держится в тайне
Что-то стряслось на МКС. После того, как корабль SpaceХ вернул четырех космонавтов на Землю (это Мэтью Доминик, Майкл Барратт, Жанетт Эппс и наш Александр Гребенкин), всех зачем-то повезли в больницу Ascension Sacred Heart Pensacola, сообщает НАСА. Троих отпустили, а одного космонавта НАСА госпитализировали (это точно не Гребенкин, потому что он не сотрудник НАСА). Агентство не сообщает его имени и диагноза, дабы не разглашать медицинскую тайну. Госпитализация объясняется «мерами предосторожности». Поскольку проверили всех, видимо, речь идет о заразном заболевании. Известно, что МКС стала рассадником бактерий всех видов. В США довольно либеральные требования к бактериальной обработке стартующих в космос кораблей, станция стара, и там даже постоянно попахивает, потому что бактерии живут и «дышат». НАСА обещает потом все рассказать – но это вряд ли.
Автор: Евгений АРСЮХИН
KP.RU:Комсомольская правда, Яндекс.Дзен