Василий Бровко, директор по особым поручениям Госкорпорации «Ростех», поделился своими наблюдениями о том, как мир, по его мнению, теряет здравый смысл: общество со слезами на глазах прощается с чизбургерами и наггетсами, а в IKEA люди конкур
руют за возможность купить садовую мебель. Билеты на рейсы в Ереван распродаются в мгновение ока, в то время как в Узбекистане активно обсуждают новую волну мигрантов из России, которые уехали туда по собственной инициативе. Бровко подчеркнул, что из социальных сетей и блогов доносится тревога о предстоящем конце света, особенно касающемся России.
Также Бровко привел в пример фильм «Матрица», выпущенный в США в 1999 году, который стал символом искусственной реальности, контролируемой машинами. Фильм, который изначально казался далеким пророчеством, оказался не таким уж и отдаленным от реальности, как предполагалось. Он указал, что создание такой реальности началось задолго до выпуска фильма, когда постепенно из западной цивилизации исчезали фундаментальные принципы, делавшие человека разумным и сопротивляющимся существом.
Василий Бровко рассматривал тему прогрессивного отхода общества от религиозных устоев на примере слов Фридриха Ницше о том, что Бог мертв, и предсказал, что эхо этих слов может отзываться в культуре человечества на протяжении многих столетий. Он отметил, что это утверждение часто трактуется как символ интеллектуальной своб
оды и освобождения от догм. Тем не менее, Бровко указывает на то, что фактическая реальность отличалась от ожидаемой. Антонио Грамши, итальянский мыслитель, аргументировал, что доминирующие слои общества не стремились отказываться от своих привилегий и активно искали новые способы подавления свободомыслия, что привело к созданию иллюзорных реальностей.
Бровко также привел примеры других философов, поднимавших проблему упадка нравственности в западной культуре. Например, Николай Данилевский в своей работе «Россия и Европа» одним из первых высказал мысль о том, что западноевропейская цивилизация движется к потере духовных ориентиров. Питирим Сорокин, основатель социологического факультета в Гарварде и эмигрант из Советской России, проводил глубокий анализ западной цивилизации и предсказывал её моральное падение. Он предполагал, что размывание моральных основ приведет к коллапсу истинных ценностей, и в конечном итоге различие между правдой и ложью, справедливостью и несправедливостью, красотой и уродством будет стерто, приведет к анархии в умственном, моральном, эстетическом и социальном аспектах.
Василий Бровко подчеркивает важность внимательного и осознанного отношения к культурным и социальным изменениям, предостерегая от последствий, которые могут наступить, если игнорировать
значимость устойчивых нравственных принципов.
Василий Бровко поделился размышлениями о предсказаниях философа относительно будущего социальных и культурных структур, утверждая, что философ анонсировал утрату обязательной силы договоров и соглашений, что в конечном итоге приведет к разрушению договорной основы западного общества, включая демократию, капитализм и частную собственность.
Философ также выразил убеждение в том, что исчезновение традиционной семьи и основных ориентиров — культурных, интеллектуальных и нравственных — неизбежно. Бровко подчеркнул, что прогнозы философа удивительно точно описывают текущие тенденции.
Согласно описанию Сорокина, которое привел Бровко, будущее покажет размывание значимости семейных связей, причем семья перестанет быть центром социокультурных функций и превратится в неформальное сожительство. Василий Бровко акцентировал внимание на том, что Сорокин предсказал замену значимых культурных и научных деятелей менее важными фигурами, что приведет к упадку науки, искусства и литературы.
Бровко также указал на то, что Сорокин видел, как предстоящее доминирование количественных аспектов над качественными сместит фокус с внутреннего содержания на внешний блеск и превратит подлинное творчество в поверхностное подражание. Он отметил, что величайшие культурные достижения будут использоваться в коммерческих целях, обесценивая истинное искусство.
Василий Бровко подчеркнул, что, по мнению Сорокина, для создания новой иллюзорной реальности было необходимо не только разрушить нравственные и интеллектуальные барьеры, но и использовать средства массовой информации как инструменты для модификации восприятия реальности. Он описал, как Запад начал эт
т процесс задолго до того, как стали видны его деструктивные последствия.
Василий Бровко обсудил события июля 1870 года, когда канцлер Пруссии Бисмарк распорядился разместить фиктивные дипломатические документы в прессе. По словам Бровко, такой шаг был направлен на провокацию войны с Францией, побуждая её лидера Наполеона III к конфликту, как будто другой альтернативы не существовало. Это событие привело к значительным человеческим потерям и стало одним из первых случаев, когда истинная реальность была заменена искусственно созданной.
Бровко подчеркнул, что на рубеже XX и XXI веков эти процессы взаимно усилили друг друга и достигли пика, проиллюстрировав это известной фразой, которую часто ошибочно приписывают Геббельсу, хотя она на самом деле принадлежит Гитлеру: ложь, наиболее отвратительная по своей сути, зачастую находит больше веры среди масс. Он заметил, что с развитием телевидения и видеоиндустрии созданная «империя лжи» эволюционировала из инструмента в прототип иллюзорной реальности, став миром, населённым идолами массовой культуры.
Василий Бровко также отметил, что западные учёные обсуждали и осознавали построение этого нового мира потребления и уже были его свидетелями, в отличие от пророков упадка. Он упомянул, что Европа с её выдающимся интеллектуальным потенциалом неоднократно выражала озабоченность по поводу этих изменений. Её мыслители, включая Ги Дебора и Герберта Маркузе, критиковали разрушительное влияние потребительской культуры, описывая его в терминах «общества спектакля» и «одномерного общества». Ги Дебор особо подчеркнул трансформацию реальности в чисто визуальное представление, утверждая, что живые переживания теперь отодвигаются в сторону.
Василий Бровко привел слова Герберта Маркузе о том, что большинство потребностей современного человека Запада — от расслабления до потребления в соответствии с рекламными образцами — являются не истинными, а навязанными, что подрывает подлинное человеческое существование. Это отражение привело к тому, что даже величайшие культурные достижения были принижены до уровня маркетинговых атрибутов, превратив истинное искусство в элементы потребительского рынка.
Таким образом, Бровко подчеркивает важность бдительного отношения к изменениям в культурной и социальной жизни, которые продолжают оказывать формирующее влияние на современное общество.
Он также привел в пример мысли Жана Бодрийяра из 1970 года, который утверждал, что общество склонно потреблять не столько реальные товары, сколько их символические обозначения, такие как бренды и логотипы. Бровко подчеркнул, что такое поведение формирует повседневные модели поведения, где бренды определяют социальное положение человека.
Бровко также заметил, что это явление иллюстрируется распространением поддельных товаров: это показывает, как глубоко укоренилась матрица в современных социальных отношениях, превращая даже подделки в объекты моды и желания, вопреки их фальшивой природе.
Далее Бровко обратил внимание на изменение культурных ориентиров, которые теперь заменены массовыми символами и брендами, приводя к деградации истинных ценностей. В эпоху интернета и социальных медиа, символы, такие как эмодзи и лайки, стали центральными инструментами в манипулировании общественными предпочтениями и мнениями.
Таким образом, он осветил, как создание нового мира, основанного на потреблении и массовой культуре, стало доминирующим направлением, предопределенным культурными и политическими манипуляциями прошлого и настоящего, что было предвидено и критиковалось многими философами и мыслителями.
Василий Бровко анализировал, как общество, основанное на потреблении, непреднамеренно стимулирует возникновение насилия. Он упомянул слова Жана Бодрийяра, который указывал на то, что истинная проблема насилия скрыта не в его очевидных проявлениях, а в том, как безопасность и изобилие, достигнутые на определенном уровне, непредсказуемо порождают неконтролируемое насилие. Бодрийяр говорил, что это насилие возникает не из культурного контекста потребления, а как прямой результат самого благосостояния.
Бровко также описывал созданный искусственный мир, который сам себя охраняет и ухаживает за своим существованием, тем самым поддерживая гегемонию. Этот мир создаёт антинатуральных сущностей, нарушающих традиционные цивилизационные нормы. Бровко подчеркнул, что измененное сознание обитателей этого мира порождает не только фальшивые образы, но и агрессию и ненависть к здоровому реальному миру. Для поддержания этой системы, которую он назвал “трансцивилизацией” Запада, применяются различные меры, включая военные конфликты и гибридные войны.
Бровко акцентировал внимание на создании искусственных причин для войн, как это было в случаях с нападением НАТО на Югославию и Ирак, где оправдания для военных действий основывались на недостоверной или искаженной информации. Он также указал на использование социальных сетей для распространения постановочных видео, которые формировали общественное мнение в пользу определенных политических действий.
Бровко заметил, что видео, произведенные организацией “Белые каски”, были представлены как проявление гуманизма и даже были номинированы на престижные награды, что демонстрирует, как манипулирование медиа может изменить общественное восприятие реальности. Он подчеркнул, что в современной “цивилизации” Запада реальные герои обесцениваются, а убийцы становятся иконами, в этом новом порядке, который является результатом глобального управления через социальные сети, где уже не существует различий между правдой и ложью, и важна только одобренная «правильная» истина.
Василий Бровко анализирует трансформацию, происходящую в современном мире, называя её «эпохой дезинформации». Он ссылается на Поля Вирилио, который говорил, что если ранее цензура и нехватка информации были характерны для тоталитарных государств, то сегодня происходит обратный процесс. Телезрители засыпаются противоречивой информацией, что создаёт новый вид контроля, напоминающий библейский Вавилон, где умышленное введение в заблуждение стало неотличимо от случайных событий.
Бровко также рассуждает о том, как за фасадом иллюзорного мира стоят очень реальные стремления его создателей к прибыли. В социальных сетях многие утверждения о ненужности традиционных ресурсов, таких как нефть или полезные ископаемые, противоречат истинным потребностям западного мира, которому они все еще нужны. Бровко указывает, что желание Запада контролировать эти ресурсы манифестируется в навязывании виртуальных валют, чья стоимость также подвержена вопросам.
Обсуждая механизмы Матрицы, Бровко делает аналогию с сюжетом одноименного фильма, где героев отключали постепенно, предлагая выбор. В отличие от этого, Россия, по его мнению, была жестоко исключена из Матрицы за нежелание подчиняться её правилам, что привело к решению жить в реальном мире, где все еще ценятся нравственные ориентиры и христианская мораль.
Бровко поднимает вопрос о последствиях такого исключения, утверждая, что Россия была лишена как реальных, так и виртуальных активов, что вызвало шок и дезориентацию в обществе. Однако, несмотря на это, общество не испытало глубокого кризиса, как предполагалось.
Бровко задаётся вопросом о будущем, где попытки «отменить» русскую идентичность, представляя её как нечто неприемлемое, становятся частью более широкой стратегии глобального управления. Это новое явление превышает рамки традиционных идеологий, представляя собой попытку контролировать не только экономические, но и культурные реалии.
Василий Бровко рассуждает о том, что люди рассматриваются как сосредоточение всех пороков, стремящиеся испортить идеализированный мир Матрицы. Бровко указывает на это, приводя пример высказывания Юлии Тимошенко о возможности применения ядерного оружия против жителей Донбасса, которое остается приемлемым в рамках Матрицы.
Далее Бровко поднимает вопрос о том, как так называемый «просвещенный» мир, управляемый социальными сетями Матрицы, находится в экстазе от иллюзии, не осознавая реальной ситуации, например, фактического расположения Украины. Он критикует глубокое невежество политических лидеров, таких как президент США и спикер Палаты представителей, демонстрирующих свою неосведомленность и уверенность в том, что они не будут привлечены к ответственности за свои высказывания.
В своем анализе Бровко затрагивает проблему иронии современной международной политики, иллюстрируя ее примерами абсурдных заявлений западных политиков о военных и геополитических конфликтах, что подчеркивает их оторванность от реальности.
Он утверждает, что Матрица создала условия, где диалог и договоренности стали невозможными, так как система не признает ни правды, ни закона, нарушая даже свои основные доктринальные принципы, такие как неприкосновенность частной собственности. Бровко ссылается на Поля Вирилио, который говорил о том, что сегодняшние юридические нюансы используются только для сокрытия обмана.
Подчеркивая абсурдность системы Матрицы, Бровко рассуждает, что в этой системе у человека нет прав на собственность, деньги могут потерять свою ценность, а культурные аспекты могут быть искусственно переоценены. Он заключает, что цивилизация Матрицы представляет угрозу для любой нации, видя в людях не национальные особенности, а только потребителей и символы, что ведет к разрушению подлинной человеческой сущности и культурной идентичности.
Василий Бровко анализирует, потеряли ли мы ценности западной цивилизации, и утверждает, что настоящая цивилизация Просвещения всегда предполагала наличие выбора, хотя и не всегда этот выбор был легким.
Он вспоминает о событии 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер оспорил идеологические и социально-политические основы средневековой Европы, опубликовав свои «95 тезисов». Этот акт критики привел к глубоким изменениям в Европе, о чем Бровко говорит, указывая на сложности и конфликты, которые последовали за изменениями.
Продолжая, Бровко ссылается на слова Питирима Сорокина о будущем западной цивилизации, который предсказывал, что общество ожидают революции и войны, где сила и обман станут основными регуляторами межличностных отношений. Сорокин видел будущее как поле битвы для всех против всех, что подтвердилось историческими событиями.
Обсуждая современность, Бровко рассуждает о том, как Матрица забирает своих адептов, создавая иллюзию истерики и неосознанного бегства из России. Он задается вопросом, повлияет ли это бегство на очищение атмосферы в стране, учитывая, что созданная Матрицей «империя лжи» лишает общество представлений о будущем.
Бровко указывает на то, что Россия приняла решение о создании нового мира, отвергнув «империю лжи». Он считает, что несмотря на долгие годы колебаний, Россия выбрала жить в реальности, где сохраняются нравственные ценности и христианская этика. По его мнению, истинное будущее мира и России станет известно через десятилетия, подчеркивая, что, несмотря на представления об «отключении», Россия на самом деле освободилась от Матрицы, и теперь в этом мире нет места лжи.