Автор: Александр Носович
В Польше несколько десятков районов остались без газа после введения санкций против России. Самое интересное, что поставщиком «голубого топлива» в этом регионе является компания НОВАТЭК, обеспечивавшая сжиженным газом СПГ-терминал в Свиноуйсь
це, который был построен в целях энергетического самообеспечения, как альтернатива «Газпрому». Возникшая ситуация наглядно показала всю глубину зависимости стран Евросоюза от поставок российских энергоресурсов.
В условиях, когда всем стало понятно, что на Украине Россия сражается не с одним киевским режимом, а со всем коллективным Западом, энергетика — это та область, по которой должен быть нанесен ответный удар.
Единственная сфера, в которой США и ЕС идут на заметные уступки России — это энергетика. Идут по единственной причине: они в этом заинтересованы.
Американцев события на Украине вообще беспокоят ощутимо меньше, чем европейцев, поэтому они охотно покупают в обход санкций против России так называемую латвийскую смесь — то есть российскую нефть, разбавленную любой другой, которой в составе более 50%.
Что же касается европейцев, то даже при всей их экзальтированности и эмоциональности, Евросоюз не может пойти на полное эмбарго российских энергоносителей.
Запрет на поставки угля из РФ вроде бы утвержден, но его вступление в силу отложено на несколько месяцев. По российской нефти готовятся какие-то «умные санкции». В переводе с евробюрократического — ограничения на поставки с многочисленными механизмами их обхода. Та же «латвийская смесь», н
пример.
И совсем все глухо с запретом российского газа. Самая большая страна ЕС — Германия — обеспечивает за счет него функционирование своей промышленности. Отдельные малые европейские страны покрывают свои потребности в «голубом топливе» на сто процентов поставками из России. Отключение российского газа, таким образом, подорвет экономику Евросоюза, в целом, и уничтожит экономику отдельных его стран, в частности.
В эту болевую точку Российская Федерация и должна бить.
В условиях «тотальной экономической войны» нужно симметрично отвечать тем, кто задался целью тебя уничтожить.
Самое уязвимое место в экономике Евросоюза — поставки газа. В этой плоскости и надо принимать ответные меры. Умные, конечно. Многоступенчатые и не бьющие бумерангом по России, как бьют по Европе антироссийские санкции.
Первая стадия: не дать странам ЕС за весну-лето заполнить газохранилища к отопительному сезону. Это уже делается. «Газпром» не стал бронировать на следующий месяц мощности газопровода «Ямал-Европа», а использовать газотранспортную систему Украины в мае вообще отказался.
Заявки на прокачку российского газа в Европу сегодня растут, но удовлетворять эти заявки нужно избирательно. Пусть пополняют запасы за счет альтернативных поставщиков по более высокой цене. Так и проверим, если у тех столько газа для Европы,
и есть ли у Европы столько денег, чтобы весь этот газ оплатить.
На втором этапе — с началом отопительного сезона, который чреват новым обострением энергокризиса, нужно поставить ценовую лояльность «Газпрома» в зависимость от жестов доброй воли со стороны европейцев.
Потому что какая ценовая лояльность может быть к тем, кто фактически украл у России ее золотовалютные резервы? Или Евросоюз их размораживает, или Россия замораживает Евросоюз.
Параллельно с этим необходимо форсировать переориентацию энергопоставок на Юго-Восточную Азию. Этот процесс тоже уже идет. Россия планомерно наращивает газовый экспорт в Китай и строит новые ветки «Силы Сибири». Терминал «Газпрома» в Балтийском море начал поставки сжиженного природного газа в Индию. Для срыва проекта газопровода «Пакистанский поток» американцам пришлось спешно устраивать смену режима в Пакистане, что, впрочем, предприятие «Газпрома» не похоронило.
Азиатско-Тихоокеанский регион сегодня — это самые быстро растущие экономики мира, которые предлагают лучшую цену за энергию на мировом рынке. Переориентировать в ускоренном темпе весь газовый экспорт на Восток и на Юг для России — лучшее решение как с экономической, так и с политической точки зрения.
После этого можно будет с чистой совестью отключить газ Европе, причем под очень простым основанием: официально объявив войну Украине.
Европейцам на это даже возразить будет нечего: они же с самого начала сказали, что происходящее на Украине — война. Теперь им и Россия подтвердит: да, вы были правы — война.
А со стороной военного конфликта какие экономические отношения? Это и к ЕС относится. Там же сами сказали, что объявили России тотальную экономическую войну. Пусть потом не жалуются, что она на эту войну, наконец, явилась.