За-что-Достоевский-ненавидел-поляков.-Какие-две-черты-в-них-его-бесили

За что Достоевский ненавидел поляков. Какие две черты в них его бесили

Экономика

Великий писатель и глубокий философ — возможно, самый глубокий философ в русской литературе — Федор Михайлович Достоевский — в своих произведениях неизменно изображал поляков в пренеприятных образах. Все мошенники, негодяи и фальшивые «страдальцы» у него были вы

ходцами из Польши. Именно эти люди были суетливыми, важными, с пафосом произносили малозначимые изречения, причем пренепременно вставляли туда «великую Польшу».

А в финале их обязательно кто-нибудь разоблачал.
Подобные персонажи у Достоевского встречались еще в 1850-х годах, а уж к 1880-му вообще приобрели до того противные черты, что многие, читавшие Достоевского, говорили об этом даже с неким возмущением. Ведь не все же поляки такие?!

Достоевский побывал в Омском остроге и там увидел, как себя ведут поляки-каторжники. После этого, впечатлившись увиденным, он создал «Записки из мертвого дома». Именно в этом произведении поляки были кучкой каторжников, которые испытывали ненависть к русским, за что и их тоже все ненавидели. Они более или менее хорошо относились только к одному еврею, и то, наверно потому, что тот был весельчаком и их забавлял.

Поляк-самозванец впервые появился в повести «Дядюшкин сон» — там полусумасшедший рассказывает про кухмистра, выдававшего себя за князя, и потому строящего из себя потомственного дворянина со всеми вытекающими. Это циничная насмешка над Польшей. Писатель с иронией сообщает, что самозванец танцевал краковяк на Венском конгрессе. Тем самым Достоевский затронул вопрос Четвертого раздела Речи Посполитой — это бы

ла настоящая национальная катастрофа, при одном упоминании которой только идиот стал бы плясать.

Писатель вывел поляков в романе «Игрок», как воров, которые суетились рядом с рулеткой, пытаясь стащить деньги у русских, когда те были охвачены игрой. Более того, поляки шли за бабушкой до самого отеля и требуют от нее чаевые – в точь-точь как цыгане-попрошайки у вокзалов.

В «Преступлении и наказании» поляки появились на поминках по Мармеладову, хотя раньше в его доме никто никогда их не видел. А один особо изворотливый пытался выслужиться перед вдовой: «Жалкий полячишка весь день бегал, высунув язык на посылках у Екатерины Ивановны, и в конце надоел ей как редька». Также вдова шепнула Раскольникову на поминках, что из-за присутствия подозрительных поляков опасается, что те могут упереть у нее серебряные ложки.

Те поляки, что сидели вместе с русским писателем в остроге, потом вспоминали о нем, как о высокомерном и заносчивом человеке «как будто не доросшем до своей славы». А Достоевский говорил, что те были снобами, особняком держались на каторге, презирали в открытую простых русских мужиков.

Один из этих поляков – Шимон Токаржевский, написавший впоследствии восемь книг, вспоминал, что Федор Михайлович спорил с ними на темы политики, никогда не соглашался и был чертовски невыносимым. Писатель однажды з

явил, что был бы невероятно счастлив, если бы Россия захватила власть над всем миром.

Токаржевский также говорил, что внешность Достоевского была как у поляков. Но сам писатель утверждал, что не имеет ни капли польской крови. Правда, фамилия писателя – «достоево» — происходит от польского «сановник». Впрочем, даже если среди предков Федора Михайловича и были поляки, вряд ли именно это повлияло на то, как формировалось его негативное отношение к ним.

На самом деле среди русской интеллигенции тех лет было распространено одно мнение, которое Достоевский и перенес в свои книги: между Россией и Европой есть разлом, болевая точка этого разлома — Польша. То есть, Достоевский, как и другие его современники воспринимали Польшу не как отдельную страну, а как одну из губерний Российской империи, «западную окраину». Впрочем, как и Украину.

Достоевский, кроме всего прочего, выдвигал панславянские идеи, согласно которым все славянские народы требуется оставить «под одно крыло». Конечно же, русское. В итоге, все вышесказанное отлично резюмируют слова публициста Стемповского:

«В «душе польского народа» Достоевский выделил две характерные черты. Это болезненная обидчивое гордость с оттенком патриотической печали. И алчность, стремление во всем получить выгоду, при этом ничуть не страдая угрызениями совести».

Тем не менее, несмотря на такую, безусловно, справедливую характеристку, среди потомков поляков как минимум 9 человек, которых вы увидите в нашем голосовании, стали знаменитыми и уважаемыми людьми в истории нашего государства. Но это и немудрено, ведь Польша когда-то была частью великой Российской империи…


Последние статьи