turtsiya-prichastna-k-unichtozheniyu-krejsera-moskva-a-krymskij-most-sleduyushhaya-tsel

Турция причастна к уничтожению крейсера «Москва», а Крымский мост – следующая цель?

В мире

Многие эксперты уже отмечали, что функционал погибшего крейсера «Москва» имел большое значение, несмотря на возраст легендарного корабля. В частности, радиолокационный комплекс ЗР41 – устройство шарообразной формы на корме корабля – выполнял функцию мобильной ПВО, чтобы отслеживать перемещение авиации в одесской акватории. Особенно актуальной РЛС «Москвы» была в свете активного перемещения авиации НАТО в Румынии, которая осуществляла электронную разведку.

Предположение о том, что натовские военные помогли Киеву поразить весьма непростую цель в лице флагмана Черноморского флота – появилось буквально сразу, после новостей о гибели крейсера. Но какая из стран альянса имеет к этому наибольший интерес и технические возможности?

В Киеве заявили, что удар по кораблю был нанесен из ракетного комплекса РК-360МЦ «Нептун». Однако к версии с использованием украинского «Нептуна» было множество вопросов, потому что «Укроборонпром» испытывал серьезные проблемы на этапе разработки и производства комплекса, грозившие срывом всего проекта. Достаточно сказать, что из-за обилия технических трудностей комплекс выпал из плана закупок Минобороны Украины на 2021 год, а его серийное производство официально так и не началось.

Основная проблема возникла с выпуском самой ракеты Р-360, которая является клоном советской противокорабельной Х-35. Главная брешь: отсутствие компетенций в создании активной радиолокационной головки самонаведения (АРЛГСН), без которой вся затея лишена смысла. В советское время этими вопросами ведало питерское НПП «Радар ММС».

Изначально доработать ракету и ее систему наведения должен был киевский КБ «Луч», а серийный выпуск предполагалось наладить на Харьковском авиазаводе (ХАЗ), выпускавшем при СССР стратегическую ракету Х-55. В 2002 году Киев даже получил образец этой ракеты от России, где она была принята на вооружение с 2003 года. Вероятно, что именно за счет этой кооперации, обеспечившей украинских конструкторов необходимой документацией, и появился украинский аналог Р-360. Но ХАЗ в последние годы выживал на грани банкротства и фактически утратил производственные возможности и инженерные кадры для серийного выпуска ракет. Тогда их производство переместили на Жулянский машиностроительный завод «Визар».

Однако «Визар» и КБ «Луч» так и не справились с разработкой собственной головки самонаведения для Р-360. Ответ на вопрос, как задача по закрытию этой бреши все-таки была решена – нужно искать в 2018 году в Турции. Тогда в ходе визита премьер-министра Владимира Гройсмана в Анкару был подписан меморандум о сотрудничестве между Секретариатом оборонной промышленности Турции и украинским концерном «Укроборонпром». Документ предполагал реализацию совместных проектов, но самое главное – давал зеленый свет на трансфер украинских оборонных технологий.

Этим решением было положено начало военно-технического сотрудничества Киева и Анкары, включая всем известные проекты по совместному производству БПЛА. Тогда на горизонте появилась турецкая компания ASELSAN, которая специализирующаяся на производстве систем связи, радиолокации, РЭБ, ПВО, а также авионики и систем управления оружием. Компания является одним из основных подрядчиков турецкой армии. С 2018 года ASELSAN начала активно работать с киевским КБ «Луч» и Жулянским машиностроительным заводом, на которых уже вовсю шла работа над «Нептуном». Первые плоды у этого сотрудничества появились уже очень скоро. В 2018 году украино-турецкий тандем представил новый боевой модуль, который размещается на шасси бронированной машины «Варта», а также оснащался управляемыми ракетами «Скиф» — с системой наведения, позволявшей использовать его для поражения неподвижных и подвижных бронированных целей. И, очевидно, что системы наведения – это ключевой вклад ASELSAN в эту коллаборацию.

А Турция в эти годы активно вела разработку собственных ракетных комплексов. Еще в 2017 году компания Roketsan представила свою первую ракетную систему KAAN для поражения наземных целей. А в 2017 году была представлена первая турецкая противокорабельная ракета Atmaca, которая по мнению экспертов была скопирована с американской ракеты «Гарпун». Турецкая пресса в 2020 году сообщала о том, что первая ракета такого класса близка к завершению. И, конечно же, систему наведения для Atmaca создавала именно фирма ASELSAN.

Надо отметить, что союз украинского и турецкого ВПК отлично дополнял друг друга по части взаимных пробелов. У турков нет такого количества наработок различных систем, которыми мог поделиться легендарный КБ «Луч» и прочие украинские предприятия. В частности, Анкару очень интересовали наработки КБ «Ивченко-прогресс», у которой турецкие военспецы давно пытались выведать секреты двигателестроения – слабое звено турецкой военной мысли. ВПК Турции, в свою очередь, куда больше преуспел в деле копирования западных систем наведения – будучи членом НАТО и имея больший доступ к натовским оборонным технологиям.

И, вероятно, именно ASELSAN могла помочь «Лучу» с доработкой системы наведения для нептуновской ракеты Р-360. Стало быть, ВСУ к 2022 году вполне могли получить в свое распоряжение как минимум один комплекс «Нептун» — а этого уже достаточно, чтобы создать угрозу для перемещения кораблей Черноморского флота.

Некоторые эксперты, которых не устроила официальная версия затопления «Москвы» — о «самовозгорании на борту и подрыве боекомплекта» — выдвинули версию, что в атаке на крейсер использовался беспилотник. Либо в качестве отвлекающей цели, после чего «Москву» поразила противокорабельная ракета, либо в качестве дополнительного средства отслеживания перемещений корабля.

И вот самое интересное. Буквально за сутки до гибели «Москвы» турецкая пресса написала о том, что Турция интегрировала новый радар SAR в один из своих беспилотников Anka – для развертывания беспилотников в Черном море с целью обнаружения плавучих морских мин – тех, которыми ВСУ заминировала одесскую акваторию и которые затем разбрелись по всему Черному морю (случайно ли?).

https://youtu.be/KEYwu82U6xU

Что за зверь этот БЛА Anka? Аппарат был разработан специально для Национальной разведывательной организации Турции для ведения радиотехнической разведки. Более того, на борту БЛА размещена модульная оптико-электронная система с тепловизором и лазерным дальномером-целеуказателем, который разработан всё той же компанией ASELSAN. Любопытно, что радиус управления аппаратом не ограничен, если использовать спутниковую систему связи (Starlink Илона Маска?). Наконец, беспилотник уже имеет серьезный боевой опыт – в Сирии он успешно «охотился» за сирийскими танками и российскими ЗРК «Панцирь».

Если учесть геостратегические интересы Турции в черноморском регионе, то причастность Анкары – вовсе не фантастика, учитывая, что технические возможности имеются. Впрочем, руки самой Анкары могут быть формально не причастны: достаточно продать пару таких БЛА Киеву и помочь дельным советом. Тем более, что ВСУ получили большой опыт использования Байрактаров – главного детища турецкого ВПК. Однако самое тревожное заключается в том, что на крейсере «Москва» Украина вряд ли остановится. Очевидно, что целями ВСУ могут стать и другие корабли Черноморского флота. А недавно секретарь СНБО Украины Алексей Данилов вдруг заявил, что не исключает нанесения удара по Крымскому мосту: «если такая возможность появится, то украинская сторона обязательно эту возможность реализует», – ответил Данилов в радиоэфире на вопрос ведущего – «А если рубануть по Крымскому по мосту?»


Последние статьи